99 статей

Образцы частей лекций разных направлений экономических бизнес-школ РФЭИ

← Имплицитная и эксплицитная деятельность Творческая и нетворческая работы →

Деятельность глазами коучинга

Какой вид деятельности является самым простым в любой организации? — спрашивает коучинг. Это исполнение поручений. Исполнение поручений — это любая деятельность, сложность которой распределяется так: 95% сложности ложится на руки и 5% — на голову.

Например, если Вам приказали покрасить забор, помыть полы, выкопать яму, отнести письма на почту, то все эти виды производственной деятельности будут называться поручениями. От такой деятельности могут устать ваши руки, ваши ноги, ваше тело, но никак не голова.

Тот работник, чья должность предусматривает исполнение поручений, называется сотрудником.

Если Вы хотите трудоустроиться в качестве сотрудника, то Вас поджидает масса проблем. Во-первых, низкая зарплата. Во‑вторых, конкуренция среди тех, кто тоже хочет занять эту должность. В-третьих, безразличие к Вам со стороны высшего руководства фирмы — генеральный директор зачастую не знает своих сотрудников и не интересуется ими.

Более сложная деятельность называется выполнением заданий. Выполнение заданий — это любая деятельность, сложность которой распределяется так: 45% ложится на руки, 55% — на голову.

Например, если Вам приказали создать визитку, электронную презентацию, рекламный буклет, написать письмо в прокуратуру, в суд или налоговую инспекцию, то все эти виды деятельности будут называться заданиями. Здесь одним рукам не справиться. Здесь нужно сначала хорошенько подумать головой, и только потом делать что-то руками.

Тот работник, чья должность предусматривает выполнение заданий, называется специалистом.

Хорошие специалисты известны высшему руководству, ценятся ими достаточно высоко, а потому получают высокую зарплату. Если Вы стали ценным специалистом, то вашим конкурентам, желающим занять ваше кресло, придется очень сильно напрячься, чтобы сдвинуть Вас с насиженного места.

Малоценные специалисты могут быть неизвестны высшему руководству, высшее руководство может их не ценить, а потому выдавать маленькую зарплату. Если Вы остаетесь малоценным специалистом, то вашим конкурентам, желающим занять ваше кресло, легко этого достичь.

Самая сложная деятельность называется решением задач. Решение производственной задачи — это любая деятельность, сложность которой распределяется так: 5% ложится на руки, 95% — на голову.

Например, Вам приказали создать «фиолетовую корову», новый бренд организации или товара, видение будущего, стратегию, эволюционный сценарий. Эти виды деятельности будут называться решением очень сложной задачи. При такой деятельности руки отдыхают, а голова раскалывается от напряжения.

Тот работник, чья должность предусматривает решение производственных задач, называется прогрессором.

Малоценных прогрессоров не существует, как не существует полубеременных женщин. Малоценный прогрессор — это абсурд. Прогрессор может быть ценным, очень ценным и сверхценным.

Ценный прогрессор способен решить проблемы предприятия, которые уже возникли.

Очень ценный прогрессор способен решить проблемы, которые могут возникнуть в будущем.

А свехценный прогрессор способен решить задачи, которые не являются проблемами. Он решает задачи эволюции, задачи увеличения жизненного пространства.

К таким задачам относится следующий случай. Представьте, что ваша фирма достигла успеха. У Вас все хорошо. У Вас нет значительных проблем. Кроме одной: Вы оказались внутри «парадокса рая», о котором я уже упоминал.

Если Вы успокоитесь, расслабитесь, начнете почивать на лаврах и не заставите фирму развиваться дальше, то ваш бизнес обязательно умрет.

У бизнеса всегда два пути: он или каждый день эволюционирует, или умирает.

Но тут возникает самая сложная проблема — в какую сторону эволюционировать? Что окажется ценным для вашего бизнеса через десять лет? Справиться с решением такой сверхсложной задачи может только сверхценный прогрессор.

С точки зрения менеджмента, привыкшего управлять эксплицитом, когда человек несет бревно, красит забор, разговаривает по телефону, то он выполняет разные виды работ. С точки зрения коучинга, это один вид деятельности — исполнение поручения.

С точки зрения коучинга, принести бревно и покрасить забор — это одна и та же работа. А вот покрасить забор некачественно и покрасить забор великолепно — это разные виды деятельности. Для первого вида деятельности требуется сотрудник, а для второго — специалист.

Да, такая точка зрения поначалу представляется непривычной. Но если Вы хотите стать богатым человеком, то Вам следует к ней привыкнуть. Дело в том, что никакая другая точка зрения не позволяет успешно решать самые сложные задачи бизнеса.

А вывод из этой главы можно сделать такой.

Коучинг нужен для того, чтобы выращивать прогрессоров, а прогрессоры нужны для того, чтобы создавать жизненное пространство для бизнеса.

Ценный и очень ценный прогрессор борются с разрушающими факторами, которые понижают или могут понизить ценность предприятия, а следовательно, сократить его жизненное пространство.

Сила, которая понижает качество (сокращает жизненное пространство всего сущего), на языке физиков называется энтропией. А на языке русских народных сказок — мертвой водой.

Это дает нам право сказать, что ценный и очень ценный прогрессоры борются с энтропией, в какую бы одежду она ни облачилась и какую бы форму ни приобрела.

Сверхценный прогрессор создает новые гармонии. Бизнес-гармонии — это инструмент для формирования жизненного пространства предприятия.

От того, какую гармонию (какой фрактал) Вы сделаете краеугольным камнем свой фирмы или своего товара, будет зависеть срок их жизни.

Каждый прогрессор — на вес золота в успешной организации. Поэтому высшее руководство не просто знает каждого своего прогрессора в лицо и по имени, оно знает о нем все и старается удержать у себя любыми средствами.