99 статей

Образцы частей лекций разных направлений экономических бизнес-школ РФЭИ

← Задача про мотоциклиста Различия между наставничеством и коучингом →

Трудности решения задач

В чем состоит главная трудность при решении задач? Попробую коротко ответить на этот вопрос. Что делает обычное обучение? Вкладывает в память человека информацию из учебников. Спрашивается, зачем?

Чтобы он оперировал этой информацией, подобно тому, как компьютер оперирует информацией при нахождении какого-то решения.

Но дело в том, что человек — не компьютер. И в него вложены два вида механизма творчества: неоперационные процессы (в смысле «неуправляемые», которые самоорганизуются в подсознании) — интуиция, вдохновение и т. д., — и операционные процессы — использование разного вида аналогий. Так вот, преуспевающие бизнесмены (творческие сотрудники) не создают искусственно решение производственных задач, как создают табурет или трактор, а порождают его, как семя порождает дерево. Нет семени — нет дерева. Это очевидно. Но здесь и начинается главная трудность.

Дело в том, что «семя» решения производственной задачи возникает (самоорганизуется) в подсознании человека. А это уже неоперационный процесс.

Да-да! Процесс зачатия будущего решения подобен процессу зачатия любого живого существа, например, процессу зачатия человека.

А тот самый «детородный» орган человека, который производит на свет решения бизнес-задач, в современной науке принято называть эмпатией. Еще раз подчеркиваю: эмпатия бизнесмена (творческого сотрудника) рожает решения, а не составляет их механически из кусочков знаний, подобно тому, как составляется картина из кусочков пазла. Когда человек составляет картину из кусочков пазла, он может к мышонку приставить хвостик от слоника, а когда мышонок рождается в утробе настоящей мыши, то он рождается сразу с правильным хвостиком без каких-либо ошибок. Именно поэтому Вам не надо учиться тому, как составлять планы и находить решения. Вместо этого Вам надо развивать свои эмпатические способности, то есть способности к интеллектуальным родам. Читает ли парень учебники по гинекологии или не читает, учится он рожать или не учится, не имеет никакого значения. Рожает не тот, кто начитался учебников. Рожает тот, кто имеет соответствующую способность. А у парней такой способности нет.

Подведем итог сказанному. Обучение — это такой процесс, во время которого Вы учитесь совершать действия над информацией. Это операционный процесс.

А теперь вспомните беременную женщину и спросите сами себя: «Разве она совершает какие-то действия над ребенком, когда вынашивает его в своей утробе?! Разве она изготавливает ему ручки, ножки или реснички?!»

Нет и еще раз нет! Она ничего не делает с ребенком. Ребенок развивается сам по себе, самоорганизуется в утробе матери.

Так какой смысл учить женщину что-то делать с ребенком в своей утробе, если она ничего с ним сделать не может?!

Вот поэтому процесс обучения не подходит для выращивания бизнесменов и любых творческих сотрудников. Да, иногда мы произносим фразу: «Бизнесмены рожают модели решений» точно так же, как мы произносим фразу: «Женщины рожают детей». Но и в том, и в другом случае наши фразы не совсем точны, потому что мы прекрасно понимаем, что модели решений сами рождаются в интеллекте бизнесмена, подобно тому, как ребенок сам рождается в утробе матери. В этом и состоит главная трудность развития способностей. Запомните: «создать» что-либо можно двумя разными способами — «выполнив работу» или «родив».

Мы не говорим: «Я сработал идею». Мы говорим: «Идея родилась в моей голове» или «Мысль пришла в мою голову», или «Я нашел решение», или «Меня осенило». Все эти высказывания лишний раз свидетельствуют о том, что модели решений рождаются сами по себе в подсознании человека.

Если эмпатия человека разовьется в достаточной мере, если она правильно сформируется, то в ней будут рождаться нужные модели решений так же, как рождаются дети в утробе сформировавшейся женщины. Как развитие детородного органа женщины происходит в процессе ее онтогенеза, так и развитие эмпатии бизнесмена происходит в процессе его профессионального онтогенеза.