Задача про мотоциклиста
Чтобы наглядно продемонстрировать необходимость овладения искусством решения задач с помощью наставничества или коучинга, я предлагаю решить простенькую математическую задачку.
Из пункта А в пункт Б мотоциклист ехал со скоростью 40 километров в час. А назад он ехал со скоростью 60 километров в час. Вопрос — с какой средней скоростью мотоциклист проехал весь путь? Не читайте текст дальше до тех пор, пока не решите эту задачу.
Итак, Вы остановились с чтением текста и решили математическую задачу. Сейчас я попробую угадать ваш ответ.
Думаю, думаю, думаю, размышляю, размышляю, размышляю и прихожу к выводу, что ваш ответ таков: средняя скорость равняется 50 км/ч? Разве не так?!
Теперь я сам попробую решить эту задачу. Думаю, думаю, думаю и у меня получается такой ответ: средняя скорость равняется 48 км/ч.
Сравните свой ответ с моим и попробуйте сказать, какой из них верный, а какой ошибочный. А я в это время попробую угадать, какие чувства Вы сейчас испытываете.
Итак, у Вас нет стопроцентной уверенности в том, что ваше решение правильное. Вы сомневаетесь в правильности вашего ответа.
Но вот в чем Вы уверены на все сто процентов, так это в том, что мой ответ никак не может быть правильным. Я угадал?!
48 км/ч ни при каких условиях не могут быть правильным решением задачи.
Ваши чувства где-то на уровне интуиции подсказывают Вам, что правильный ответ будет заканчиваться или на 0, или на 5. Разве не так?!
Ну что ж, видимо, мне придется рассказать Вам о том, как работала ваша голова при решении этой задачи. Прежде всего, Вы попались на удочку моего утверждения, что задача окажется простенькой. Ваше подсознание согласилось с моей оценкой и сказало вашему сознанию следующее: «Задача действительно простенькая, поэтому тебе не надо напрягаться и вспоминать алгебру с физикой. Для решения этой задачи тебе хватит одной арифметики».
После этого ваше сознание сложило скорости и разделило их на два: (40 + 60) : 2 = 50. Вот и получилось решение задачи. Ваше решение очень простое, очень элегантное, логичное и красивое, но у него есть один маленький недостаток — оно неверное.
Вы не учли тот факт, что на движение в одну сторону мотоциклист потратил больше времени, чем на движение в обратную сторону. Если бы в задаче было сказано о том, что в одну сторону мотоциклист ехал два часа со скоростью 40 км/ч, а в другую он ехал те же самые два часа со скоростью 60 км/ч, то ваше решение оказалось бы правильным. Но из условий задачи мы понимаем, что из пункта А в пункт Б мотоциклист ехал дольше, чем возвращался обратно. Например, если мотоциклист ехал в одну сторону три часа, то назад он вернулся за два часа. А это меняет дело. И задачу надо было решать не с помощью примитивной арифметики, а помощью алгебры.
Язык алгебры превосходит язык арифметики, а потому может справиться с решением более сложных задач. Если бы Вы обозначили расстояние между точками А и Б через «икс», то смогли бы легко высчитать время, которое ехал мотоциклист в одну сторону (Х : 40), а потом обратно (Х : 60). Если бы Вы сложили первое время со вторым, то получили бы общее время, которое мотоциклист потратил на весь путь. Оно рассчитывается так: Х : 40 + Х : 60 = 5 Х : 120 = Х : 24.
После этого Вы могли определить длину всего пути. Она равна 2Х.
Разделив длину пути на все время, Вы бы получили те самые 48 км/ч, о которых я Вам говорил ранее (2Х : Х × 24 = 48).
Как видите, мне легко доказать, что правильный ответ — 48, а не 50. Мне легко доказать свою правоту, а Вам трудно оспорить мои доказательства.
К чему я это все говорю? А к тому, что любая экономическая система (любое предприятие, любой бизнес) — это сложная система. Сложные системы ставят перед нами сложные производственные задачи.
Производственные задачи гораздо сложнее, чем задача про мотоциклиста. Поэтому ни одну сложную задачу невозможно решить без специального обучения, которое предполагает наставничество или коучинг.