99 статей

Образцы частей лекций разных направлений экономических бизнес-школ РФЭИ

← Трудности решения задач 30. Бытовые задачи →

Различия между наставничеством и коучингом

Наставничество было создано для того, чтобы развивать у начинающих бизнесменов и руководителей способность к решению сложных задач путем передачи опыта от наставника к ученику.

Именно поэтому бизнесмены очень часто говорят о том, что наставничество — это обучение искусству решения сложных задач практическими способами.

Главная проблема любой бизнес-задачи состоит в проверке ценности полученного решения.

При решении сложных бизнес-задач нужно сравнить между собой миллионы, а иногда и миллиарды возможных решений, чтобы выбрать из них наиболее ценное. На это могут уйти годы, которых нет в распоряжении директора предприятия. Как же выбраться из этого тупика? Ответ дает наставничество.

Практика — критерий истины. При практическом решении задачи Вы ставите перед собой цель и пытаетесь достичь ее, совершая нужные действия.

В этом случае необходимость проверок отпадает сама собой — или Вы получаете то, что хотели, или не получаете. Если получаете, то решение верное. Если не получаете — не верное.

При практическом решении задач Вы используете голову не для решения самой задачи, а для выбора способа ее решения.

При практическом подходе сложная задача решается не головой, а практическими действиями. Как правило, наставничество решает задачи о том, как превратить обычное предприятие в самоорганизующуюся структуру.

Но, к сожалению или к счастью, не все задачи можно решить практическим способом. Сейчас я это проиллюстрирую наглядным примером.

Представьте, что для решения задачи практическим способом нужно построить пирамиду. Как это часто бывает в бизнесе, Вам нужна не сама пирамида в виде материи, а ее качество. Теперь представьте, что качество пирамиды зависит от того, насколько точно расположен в пространстве ее краеугольный камень, который находится на самой верхушке пирамиды.

Именно от него зависит качество всей пирамиды, а потому все остальные камни пирамиды должны укладываться в нее после установки краеугольного камня.

В этом случае вся сложность задачи сводится к следующему — строительство пирамиды нужно начинать с установки краеугольного камня, а не с чего-то другого.

Но как можно установить краеугольный камень, если его не на что устанавливать, если под ним нет других камней? Никак!

Остается одно — родить чувственную модель этой пирамиды в воображении при помощи «родильного» аппарата под названием «эмпатия».

Почему родить, а не построить?

Доходчиво я это буду объяснять в лекциях по естествознанию. Сейчас отделаюсь от этого вопроса одним непонятным, но верным предложением: все дело в суперструнах, создающих качество пирамиды в виде гармоничных фракталов метапространства.

Я не случайно привел пример с пирамидой. Дело в том, что качество (ценность) любого товара — это фрактал, имеющий форму пирамиды.

Поэтому любой бизнесмен, любой творческий сотрудник сначала рожает фрактал ценности нового товара (рожает краеугольный камень товара), а потом, ориентируясь на этот фрактал, творит чувственную модель будущего товара в полном объеме.

Коучинг и был создан для того, чтобы развивать у начинающих бизнесменов и руководителей способность к эмпатическим (интеллектуальным) родам путем специальных тренировок эмпатии.

Эмпатия и есть тот самый «моделеродный» орган, который рожает фракталы ценности, а не выстраивает их каким-то искусственным способом.

Что же кается последних достижений науки, то они говорят о том, что интеллектуальные роды по своей сути мало чем отличаются от обычных родов.

Маленькая девочка не способна родить ребенка. Но, став девушкой, она обретает эту способность. И не потому, что переняла опыт или знания от матери, а потому, что в ее организме протекал онтогенез. То же самое можно сказать и об интеллектуальных родах.