99 статей

Образцы частей лекций разных направлений экономических бизнес-школ РФЭИ

← Эффект бабочки Положительный пример →

Отрицательные примеры

Первый случай. Одна успешная фирма начала судиться с другой успешной фирмой. Вечером в первой организации молодой сотруднице дали следующее задание: зайти завтра утром в бухгалтерию, взять там пакет с документами, отнести его в арбитражный суд и передать судье такой-то.

Как повела себя молодая сотрудница? Она повела себя так, как поведут себя большинство сотрудников, которых Вы примете на работу. Она не увидела в этом поручении никакой задачи. Она посчитала, что это поручение для ног, а не для головы. Поэтому никакую задачу с помощью головы решать она не стала. На следующий день она отнесла судье документы и осталась собой довольна.

Через несколько дней владельцу этой компании рассказали о том, какова была реакция судьи. А реакция была следующей. В перерыве за обедом она с возмущением рассказывала своим коллегам, что это вовсе не солидная фирма. Это фирма, в которой работают проститутки. Эта фирма позволяет себе прислать в суд девочку, у которой юбка выше головы, которая перед носом у судьи трясет своим нижним бельем и всеми голыми местами. Возмущению пожилой женщины-судьи не было предела.

Когда директор вызвал к себе эту сотрудницу, она сказала: «Так лето же на дворе! Что же мне, в тридцатиградусную жару шубу одевать?!»

Что ей следует одевать, а что не следует, нас сейчас не интересует. Нас интересует конечный результат истории. А он оказался таким: суд был проигран, и фирма обанкротилась. Вот и получился эффект бабочки: самый мелкий сотрудник, выполняя самое мелкое поручение, разорил успешную фирму.

Второй пример. Успешная организация, затеявшая ремонт здания, огородила, как и положено, стройку деревянным забором, чтобы не причинить вред прохожим. Начальник организации был человеком хозяйственным, поэтому приказал покрасить забор в зеленый цвет, чтобы он не выглядел таким страшным и не позорил солидный офис солидной организации даже во время ремонта.

Сотрудник, которому была поручена поркраска, тоже решил, что это поручение для рук, а не для головы. Утром он поехал за зеленой краской. Так как голова думала о другом, а руки перегружаться работой не хотели, то он купил ту зеленую краску, которую было легче таскать в машину. Забор был покрашен быстро и в тот цвет, который заказал начальник.

Однако и на этот раз малюсенькая «бабочка» показала малюсенькие рожки. Краска, которую было удобнее всего носить в машину, оказалась самой долгосохнущей. Чтобы она высохла и перестала пачкаться, потребовалась не одна ночь, а несколько дней. Но вот беда — одна сторона забора выходила на тротуар перед большим магазином. Молодая жена губернатора, проживавшая в соседнем доме, пошла утром следующего дня в магазин и испачкала дорогое новое платье зеленой масляной краской. Вечером она, в гневе, изложила любимому мужу все, что думает о тех его подчиненных, которые обязаны следить за соблюдением строительных норм и правил.

Наутро злой губернатор вызвал архитектора города. Началась череда проверок, после которой успешная фирма оказалась на грани разорения. Опять сработала «бабочка».

Третий случай. Хозяин солидной фирмы решил заменить всю старую систему отопления в своем шестиэтажном офисе. Фирма была успешной, поэтому у ее владельца было сразу три заместителя по строительству и хозяйственной части с высшим строительным образованием. Он поставил задачу изучить проблему и найти лучшее решение. Заместители сделали вид, что все изучили и дали ему ряд советов: полностью переделать тепловой узел в подвале здания и сделать все отопление с помощью оцинкованных труб, так как они долговечнее обычных труб, но дешевле нержавейки. Но это еще полбеды.

А полная беда пришла в том момент, когда заместители убедили своего начальника сэкономить деньги. Они понимали, что, сэкономив деньги фирмы, они могут рассчитывать на премию в конце года.

План экономии они не обдумывали, как обдумывают сложную задачу. Он казался им очевидным: не приглашать на работу те фирмы, которые работают со своими материалами и берут дорого; закупить самим все материалы по самой дешевой цене; найти ту фирму или частного сварщика, которые по максимально дешевой цене выполнят все сварочные работы; высчитать размер сэкономленных денег; в конце года попросить премию.

Составляя этот план, они ничего не знали о бабочке. А она появилась. Когда ремонт был закончен, на дворе еще стояло лето. Ничего проверить было невозможно. Но совершенно случайно в гости к этому бизнесмену заехали профессионалы высокого уровня. Хозяин решил похвастаться и повел их на экскурсию в новый тепловой узел, показав по дороге новую систему отопления. Увидев это, профессионалы пришли в ужас.

Первое, что огорчило хозяина, — так это то, что его тепловой узел не настоящий, а бутафорский. Для показа он годится, но работать не сможет. Об этом профессионалам рассказал тот водяной насос, который стоял на самом верху теплового узла вверх тормашками. Дело в том, что насос такого типа может качать воду только в том случае, если стоит как положено, а не вверх ногами. В данном случае он стоял головой вниз, а поэтому работать не мог.

Строители были хитрыми. Они, минуя бутафорский узел, за который взяли полмиллиона рублей, провели потайные трубы прямо к городской системе отопления. Осенью горячая вода пошла бы по трубам из городской системы отопления, и никто бы сразу не догадался, что узел не работает. Но это было полбеды.

Больше всего профессионалов удивили оцинкованные трубы. Они объяснили хозяину, что оцинкованные трубы простоят дольше только в том случае, если специальный сварщик с помощью специальной сварки соединит их таким образом, чтобы железо было приварено к железу, а цинк — к цинку. Но в данном случае, когда работал обыкновенный сварщик обыкновенной сваркой, образовалась диэлектрическая пара, по которой будут бегать токи, в результате чего трубы отопления выйдут из строя примерно через три года.

Результат этой истории впечатляет: все заместители были уволены, все отопление срезано и выброшено на свалку, солидная фирма сделала новое отопление из специального пластика, хозяин фирмы потерял 5 миллионов рублей на ровном месте. А теперь подумаем вот о чем. А Вы могли бы совершить подобные ошибки после трудоустройства? А если Вы их могли совершить, то о каком трудоустройстве или карьерном росте может идти речь?!

Но это еще не все. Все эти задачи были очень простыми. Начальники, которые поставили эти простые задачи перед подчиненными, были уверены, что они с ними справятся. Но у каждого начальника есть еще куча задач, с которыми, по его мнению, не справится никто, кроме него самого или кроме одного-двух его заместителей. Но и он сам, и его заместители загружены выше крыши. Именно поэтому каждый начальник мечтает принять на работу прогрессора, то есть такого специалиста, который умеет правильно решать производственные задачи. Любому начальнику совершенно безразлично, где учился прогрессор и какой диплом у него имеется. От прогрессора требуется одно — уметь решать производственные задачи. Отсюда вывод: если Вы научитесь решать производственные задачи, если Вы научитесь работать головой, то это не только прямой путь к успешному трудоустройству. Это прямой путь к тому, чтобы со временем стать миллионером.

Однако вернемся к главной теме. Было бы ошибочно думать, что эффект бабочки всегда приносит трагедию. Нет и еще раз нет! Бабочка приносит то, что на нее грузят. Если грузят плохое решение задачи, то она приносит убытки или смерть фирме. Но если на бабочку грузят ценное решение, то она приносит очень-очень много пользы. Рассмотрим один такой случай.