99 статей

Образцы частей лекций разных направлений экономических бизнес-школ РФЭИ

← 27. Эффект бабочки Отрицательные примеры →

Эффект бабочки

До нас Вы уже где-то учились: в школе, техникуме, колледже, институте. Скорее всего, это обучение Вас уже испортило. Скорее всего, Вас приучили к следующему алгоритму обучения: прочитал, запомнил, пересказал. Прочитал, запомнил, пересказал — это не просто алгоритм обучения. Это волшебные слова. Это слова-заклятия. Стоит их применить к какому-нибудь обучению, как оно тут же становится плохим.

Многие из Вас хотят стать преуспевающими людьми. Многие из Вас поверили в то, что обучение по моим лекциям и моим методикам помогает достичь этой цели. И это хорошо.

Плохо то, что многие из Вас собрались прочитать все, что я напишу в своих лекциях, выучить это наизусть и пересказать мне этот материал во время экзамена или зачета.

Но так миллионерами не становятся. Так зарабатывают оценки в диплом, с которым потом остаются безработными. Если же Вы хотите успешно устроиться на работу, сделать карьеру или создать свой бизнес, Вам нужно совсем другое. Вам следует научиться решать производственные задачи.

А если Вы хотите научиться решать задачи, то Вам нужно познакомиться с «эффектом бабочки».

Начнем издалека. Есть такое понятие — «сложные системы». Их мы будем изучать значительно позже. Сейчас нам достаточно понять следующее. Сложность не связана с размером. Большое — не значит сложное. Сложность начинается там, где начинается самоорганизация. Любая структура, будь она большой или маленькой, немедленно превращается в сложную систему, если в ней начинают протекать процессы самоорганизации.

Именно поэтому мы можем принять за аксиому утверждение о том, что любое предприятие — это сложная система.

Сейчас я сделаю небольшое, но важное отступление. Вы уже читали про мозг размером с планету Земля. И там было введено понятие «немыслимые системы». Если Вы не запомнили, какие системы называются немыслимыми, перечитайте еще раз тот раздел в предыдущей лекции.

И вот какой парадокс у нас получается. Немыслимыми системами невозможно управлять с помощью мыслительной деятельности.

Тогда вопрос: если все преуспевающие предприятия являются немыслимыми системами, а обычное обучение пытается научить студента правильно мыслить, то чем оно занимается?! Учит правильно делать то, что делать невозможно по определению?!

Это задача, которую Вам предстоит решить без моей помощи.

А я тем временем вернусь к главной теме. Сейчас нас интересует другое. Нас интересует тот факт, что в любой сложной системе может наблюдаться «эффект бабочки».

Этот термин возник в научной фантастике. В одном из произведений люди после изобретения машины времени отправлялись в прошлое, чтобы поохотиться в свое удовольствие на динозавров. Они выбирали такого динозавра, который должен был погибнуть, и за мгновение до естественной смерти убивали его. Но произошло непредвиденное. Они раздавили бабочку, которая не должна была погибнуть в ближайшее время. Из-за этого пустяка нарушился ход всей мировой истории. Когда они вернулись в свое время, Земля изменилась до неузнаваемости.

Эффект бабочки описывают так. Одна маленькая снежинка, тихо опустившись на вершину снежной горы, может вызвать такую снежную лавину, которая разрушит весь город, стоящий под горой.

Эффект бабочки — это когда незначительное (очень мелкое) событие вызывает цепную реакцию внутри сложной системы, и на выходе получается огромное преобразование. Мелкая причина вызывает титанические последствия. Сейчас я проиллюстрирую этот эффект с помощью примеров, которые случились на самом деле в тех или иных организациях.