99 статей

Образцы частей лекций разных направлений экономических бизнес-школ РФЭИ

← Знакомство с коучингом Насколько прав ученый →

Рождение коучинга

Итак, в Советском Союзе, так же, как и в Америке, помимо обычных разведок, существовала еще одна разведка, которая была необычной. Я называю эту разведку необычной, потому что у нее на самом деле не было своего названия. Если бы ее хоть как-то назвали в каком-то документе или разговоре, то сразу бы понизился уровень ее секретности (самым секретным вещам названия не присваивают). Даже на самом верху, даже тем членам политбюро ЦК КПСС, кто знал об этой разведке, а таких было считанные единицы, даже в устных разговорах было запрещено как-либо называть эту разведку. Все должны были выражаться так: «Нам сообщили, что…» или «Поступила информация о том, что…».

Одна из главных задач необычной разведки, помимо всего прочего, состояла в работе с учеными, выброшенными на обочину науки. И у нас, и на Западе научные системы очень консервативны. Стоит появиться светлой голове, которая начинает опровергать устоявшиеся в науке догмы, как на нее сразу набрасываются полчища ученых мужей — «генералов науки» — и съедают. Вот таких ученых и подбирала необычная разведка. Она внимательно изучала любое заявление, каким бы бредовым оно ни выглядело. Если кто-то заявлял о том, что на территории Америки можно организовать ураган небывалой силы, то над ним не смеялись, а изучали проблему. Если кто-то говорил, что можно установить связь с инопланетянами, то его не поднимали на смех, а предлагали провести эксперимент. В результате в недрах этой разведки скопилась такая научная информация, которая недоступна сейчас самой современной науке.

Первой из этих разведок со своими научными достижениями «засветилась» американская разведка. Она просто вынуждена была «засветиться», после того как на Кубе были обнаружены наши ядерные ракеты и чуть было не началась мировая ядерная война. Несмотря на то, что Хрущев приказал убрать ракеты с Кубы, после Карибского кризиса американцы начали усиленно разрабатывать план разрушения Советского Союза и снятия Хрущева с должности Генерального секретаря ЦК КПСС. Так как обычными средствами это было сделать невозможно, они обратились к своей необычной разведке, которая и разработала оба этих плана. О Хрущеве рассказывать неинтересно, а об остальном я расскажу очень коротко.

Необычная американская разведка предложила решение, которое не смогла бы придумать ни одна обычная разведка мира, ни один экономист и ни один политолог. Она предложила устроить мощный экономический кризис внутри самой Америки и внутри всего капиталистического мира, поставив тем самым Советский Союз в очень выгодное экономическое положение. Вы скажете, что это бред. Нельзя уничтожить противника, поместив его в очень комфортную среду. Так думает каждый, кто незнаком с секретными разработками ученых, выброшенных на обочину науки. А они доказывали обратное — что именно так и только так можно и нужно уничтожать Советский Союз. И это относится не только к Советскому Союзу. «Разрушение комфортом» в разговорах между собой ученые называли «парадоксом рая» или «проблемой рая».

На всякий случай я рекомендую Вам запомнить эти термины. В бизнесе Вы будет встречаться с ними не один раз. План американской разведки покажется менее бредовым, если Вы вспомните историю Испании. Был период, когда она являлась самой могущественной державой мира. Когда Колумб привез из Америки очень много золота, Испания возликовала. Но «золото Колумба» стало проклятием Испании. Оно остановило ее развитие на многие века и превратило самую могущественную державу мира в самую отсталую окраину Европы. Подробности этой истории Вы узнаете из другой учебной дисциплины.

Таким же проклятием для Советского Союза должна была стать река нефтедолларов в период кризиса. Президент Кеннеди был очень умным человеком, кроме того, он оказался загнанным в угол Карибским кризисом, поэтому готов был ухватиться за любую соломинку, в том числе и за идею внутреннего кризиса. Однако далеко не все его поддерживали, потому что многие теряли на этом проекте сотни миллиардов долларов. За что и убили своего президента. Но кризис это не остановило.

Америка закрыла огромное количество нефтяных скважин на своей территории, сократив тем самым добычу нефти, после чего разразился сильный экономический кризис, и цены на нефть взлетели вверх.

Брежнев считал, что судьба ему благоволит и отказывался верить разведывательной информации о том, что благоволит к нему не судьба, а необычная американская разведка. Ну а дальше все получилось именно так, как и предсказывали американские ученые. Я не буду сейчас излагать их теорию полностью по двум причинам: во-первых, у Вас пока нет необходимых научных знаний из области синергетики, а во-вторых, это будет скучно и отнимет много времени. Я расскажу об этом вкратце и простым языком.

Капиталистическая система была самоорганизующейся, советская система — нет. Ее организовывали сверху с помощью приказов, распоряжений и решений. Кибернетикам было нетрудно высчитать пропускную способность каналов для управленческой информации, сравнить ее со сложностью возникшей проблемы и высчитать математически, что мощность каналов управления не соответствует сложности возникшей проблемы, что неминуемо должно привести к краху Советского Союза. Так и случилось.

Весь капиталистический мир, оказавшись в глубоком экономическом кризисе, начал из него потихоньку выбираться. Это было очень сложно. Но бизнесмены начали внедрять в свое производство сберегающие технологии, создали системы контроля качества, системы, повышающие производительность труда, и уже через десять лет начали использовать стакан нефти там, где раньше использовали ведро или даже бочку. В результате модернизации экономики сработал закон маятника и цены на нефть обрушились ниже докризисного уровня.

Советский Союз сначала оказался в очень выгодном положении. У него было все «прекрасно», нефтедоллары текли рекой, и никто даже не думал выбираться из этого состояния. Запомните на будущее: состояния успеха следует опасаться сильнее любого кризисного состояния. Это не значит, что Вы должны избегать успеха, это значит, что, оказавшись в очень благоприятном положении, когда деньги текут к вам широкой рекой, нужно сказать самому себе, что это обязательно закончится. А раз это скоро закончится, нужно заранее подготовиться к переходу из состояния благополучия в состояние катастрофы. Нужно заняться реформированием своей организации, чтобы успеть его завершить до окончания состояния благополучия.

Директора советских предприятий не делали этого. Они ждали указаний сверху, а верхи благоденствовали, осыпаемые дождем нефтедолларов. Они растрачивали свалившиеся с неба нефтедоллары на поддержку революционных движений, на все что угодно, кроме модернизации экономики. Результат не заставил себя ждать. Очень скоро Советский Союз оказался на дне финансовой пропасти. Были конвульсии, были попытки найти выход, и наша необычная разведка вносила свои предложения, но быстрая смена генеральных секретарей, последовавшая за смертью Брежнева, а также страх ведущих членов Политбюро ЦК КПСС, которые боролись за сохранение своих мест, а не за сохранение Советского Союза, сыграли свою роль. Они не рискнули, как рискнул Кеннеди, и Советского Союза больше нет, как нет и его необычной разведки.

Если говорить честно, то, помимо смены генеральных секретарей, была и вторая причина катастрофы. Это отношение руководителей страны к разведке. С тех пор, как Сталин объявил о том, что чуть ли ни вся советская разведка работает на Германию, что нашим разведчикам не следует доверять, многие высокие начальники так и стали действовать. Они не только не доверяли советской разведке, они ее потихоньку разваливали. Они даже отказались забрать из японской тюрьмы Рихарда Зорге, после того как японцы не менее пяти раз предложили им это сделать. Только через много лет, благодаря стараниям гражданской жены Зорге из Японии, на могиле Зорге в Японии советские дипломаты установят памятник, на котором напишут, что здесь похоронен Герой Советского Союза. Это по-советски!!! Присвоить человеку звание Героя Советского Союза и не забрать его из тюрьмы, чтобы его там повесили. Повесили человека, который сделал так, что Япония «передумала» нападать на Советский Союз, направив свой удар сначала на американцев, потом на Китай. Это позволило Сталину забрать несколько дивизий с Дальнего востока и перебросить их под Москву, спасая тем самым Советский Союз от неминуемого поражения. Однако вернемся к главной теме.

Советский Союз умер даже раньше, чем предполагала необычная американская разведка, что вызвало у американцев сильное огорчение. Дело в том, что при разработке сценария развала Советского Союза надо было учесть несколько вариантов развития событий. И тот вариант, при котором Советский Союз развалится, а Россия останется единым государством, на тот момент времени не соответствовал американским интересам. Дело в том, что Россия, избавившись от бывших союзных республик, могла сосредоточиться на своих собственных интересах и при правильном управлении через двадцать-тридцать лет стать еще более сильным государством, чем был Советский Союз. При этом американцы никак не хотели поверить в то, что Россия может перестать быть их врагом.

Чтобы развалить не только СССР, но и Россию, американская разведка спланировала реализацию второго проекта — поворот северных рек СССР на юг. Американская разведка действовала напористо по этому направлению и даже дерзко, чувствуя, что наша страна зашаталась. Если раньше американцы не могли «купить» советского человека, то в «смутное время» безвластия «генсеков» это стало возможным. Американцы действовали так напористо, что на нашем севере некоторые директора уже начали рыть каналы на юг, не дожидаясь решения правительства и одобрения ЦК КПСС (что было неслыханным самоуправством по тем временам). Но Николай Рыжков, возглавлявший советское правительство, не позволил осуществиться этому проекту, после которого развалился бы не только Советский Союз, но даже и Россия. Сделал он это не потому, что знал о существовании двух необычных разведок (он, как раз, о них ничего не знал), а потому что подсчитал денежные запасы СССР и «прослезился». Вместо денег в «закромах» Советского Союза оказались долги перед братскими социалистическими странами, которым ранее Брежнев помогал просто так, и, что еще хуже, перед ведущими капиталистическими державами. Деньгами государственная машина не умела управлять никогда и никогда этому не научится.

Сделаю небольшое отступление. Два года назад ко мне пришел проректор по информационным технологиям с испуганными глазами — одному из курских государственных университетов, с которым мы конкурировали в области информационных технологий, выделили много тысяч долларов на модернизацию их интернет-узла. Я выслушал эту информацию и сказал о том, что нам не о чем беспокоиться — история повторяется, только на более низком уровне. Государственный университет не является самоорганизующейся структурой, а это значит, что половина денег исчезнет сразу, причем так хорошо, что ее не сумеет отыскать никакая прокуратура. А на вторую половину они начнут выкладывать мраморные полы в туалетах, не позаботившись даже о смене канализации. Никакого развития им эти деньги не принесут. Я ошибся в своих прогнозах. Исчезла не половина денег, а все сто процентов, судя по тому, что у наших конкурентов не произошло ни одного изменения, даже в туалетах. Но суть от этого не меняется. Директивные организации не способны к эволюции.

Однако вернемся к коучингу. Однажды в поле зрения необычной советской разведки попал ученый, который всерьез занимался изучением «научного» наследия индейцев майя и утверждал, что советская система развивается неправильно. Если бы она развивалась правильно, утверждал ученый, то могла бы обогнать не только Америку, но и весь мир. А развиваться правильно, по его мнению, надо было так, как учили индейцы майя, а не так как учит марксизм-ленинизм.

Подумайте сами, кто в Советском Союзе мог терпеть такой бред, кроме необычной разведки. Этому ученому-математику пришлось выбирать одно из двух — идти в тюрьму за антисоветскую пропаганду или в сверхсекретные лаборатории разведки. Он выбрал второе. И не пожалел об этом до самой смерти. Дело даже не в том, что он получал высокую зарплату, а в том, что ему удалось поставить практические эксперименты и подтвердить правоту своих убеждений, которые на первый взгляд кажутся абсурдными.

Суть его рассуждений сводилась к следующему. Некоторым людям (например, композиторам, поэтам, бизнесменам), чтобы добиться успеха в своей работе, мало накопить опыт. Для успеха требуются специальные способности. Пушкин был великим не потому, что больше всех сидел за столом и писал стихи до тех пор, пока они из плохих не превратятся в гениальные, а потому, что имел гениальные способности.

Выучиться на Пушкина или Есенина невозможно ни в одном институте. Чтобы стать Пушкиным или Есениным надо не учиться, а развивать способности.

Некоторые люди скажут, что Пушкиным или Есениным надо родиться. Это не совсем так. Если бы это было так, то Пушкин и Есенин в 10 лет писали бы стихи такого же качества, как они это делали, будучи взрослыми людьми. Но с развитием способностей не все так просто, как нам бы этого хотелось.

— Вы все, — говорил советский ученый, — рассуждаете примитивнее обезьяны.

Вы считаете, что для того, чтобы у человека что-то появилось, а тем более увеличилось, ему нужно что-то дать. Вы не в состоянии себе представить, что возможно обратное — для того, чтобы у человека что-то появилось или увеличилось, у него надо что-то отнять.

Посмотрите на яму. Если Вы «дадите» ей землю, то она станет меньше, а если Вы отнимете у нее землю, то она станет больше. Талант — это яма для информации. Гениальность — это большая яма для информации. Засыпая яму новой информацией, Вы уменьшаете способности человека, а не увеличиваете их. Извлекая информацию из «ямы», Вы увеличиваете способности человека.

Такое утверждение выглядело спорным, но до этого момента ученого слушали внимательно. А он, как правило, продолжал дальше и предлагал представить себе яму, у которой объем никогда не изменяется и всегда равен нулю, что не мешает ей вмещать в себя любое количество информации. Потом он предлагал нарисовать в своем воображении многомерную поляризацию информации, начинал рассуждать о многомерности пространства и не замечал того, что его уже никто не слушает.

Но вот однажды необычной советской разведке потребовалось внедрить своего человека в очень известную корпорацию, чтобы получить информацию о новейших разработках в области космических технологий. Доступ к этой информации имели только несколько самых высоких начальников этой корпорации. Если бы необычная разведка была обычной, то и мыслила бы примитивно — выкрасть документы или подкупить служащего. Но в необычной разведке все делалось необычно. Они решили внедрить своего человека на столь низкую должность, в которой ему не смогут отказать, после чего он должен был довольно быстро начать делать карьеру и за пять-десять лет вырасти из мойщика окон в одного из руководителей этой корпорации, чтобы начать делиться научными секретами. Легко сказать, но трудно сделать. С помощью какого обучения нужно готовить обычного советского человека, чтобы через пять лет он мог успешно (обязательно успешно) руководить большим отделом в крупной капиталистической корпорации?

Вот здесь и пригодился ученый-математик со своими антисоветскими идеями и идеями о включении сверхспособностей человека. Когда ему задали вопрос о том, чему и как следует обучать нашего разведчика, он ответил: «Ничему и никак!». И далее пояснил: «Чему бы Вы ни начали обучать человека, это не решит вашу задачу. Не надо ничему его обучать, просто сделайте из него гения! Просто измените его способности со среднестатистических на выдающиеся. Вот это и будет решением вашей проблемы».

Когда начали обсуждать вопрос о том, как «поднять» способности человека, если они развиваются в режиме самоорганизации, то кому-то на ум пришел образ обычной резинки. Поэтому и всей методике присвоили название «Каучук», а вовсе не «Коучинг». Но когда часть информации по этому проекту оказалась на Западе вместе со сбежавшим разведчиком (не с тем, кого готовили, а с другим), то там так и не смогли понять, о каком способе включения сверхспособностей человека идет речь. Поработав с этой информацией и поняв, что у них в руках ничего нет, кроме общей идеи, они внедрили ее в свои ученые круги под названием «Коучинг» в надежде, что их ученые доработают и разовьют эту идею до нужной эффективности. Но, как показало время, их профессора совершенствуют коучинг до сих пор, не получая никакого значительного результата. Хотя я могу предположить, что в ближайшие двадцать лет ведущие программисты мира, которые создают новые языки для новых компьютеров, смогут выйти на понимание того, о чем рассуждал опальный советский ученый.

К чему я все это рассказываю? А к тому, что главная идея нашего ученого-математика принципиально расходится с западным видением коучинга, которое существует до сих пор. Запад по-прежнему пытается привить человеку способности путем загрузки в его голову новой информации, а советский ученый предлагал дать человеку способности, «вытаскивая» из его головы то, что нужно «вытащить». И вопрос не только в том, ЧТО нужно «вытащить», но и в том, КАК нужно «вытаскивать». Ученый предлагал убрать из головы человека тот «туман», о котором рассказывают индейцы из племени майя-киче, таким образом, какой придумал ученый. После этого человек возвращает себе способность «видеть до горизонта», то есть становится талантливым человеком. Став талантливым, человек начинает управлять своим будущим и уменьшает воздействие на него случайных событий. Именно поэтому мы в своем бизнес-инкубаторе пытаемся следовать советам нашего ученого, а не советам западных бизнес-школ.