На гениев не учатся
Суть рассуждений нашего ученого сводилась к следующему. Некоторым людям (например, композиторам, поэтам, бизнесменам), чтобы добиться успеха в своей работе, мало накопить знания и опыт. Для успеха требуются еще и специальные способности.
Все, что является искусством, требует от человека особых творческих способностей, а не обучения.
Пушкин был великим не потому, что лучше всех учился в лицее, и не потому, что переписывал стихи до тех пор, пока они из плохих превращались в гениальные, а потому, что имел способности великого поэта.
Выучиться на Пушкина или Есенина нельзя ни в одном институте. Чтобы стать Пушкиным или Есениным надо не учиться, а развивать способности.
Некоторые люди скажут, что Пушкиным или Есениным надо родиться. Это не совсем так. Если бы это было так, то Пушкин и Есенин в 10 лет писали бы стихи такого же качества, как они это делали, будучи взрослыми людьми.
Так что с развитием способностей не все так просто, как нам бы этого хотелось.
Создание нового богатства — это искусство, поэтому, чтобы законным способом стать миллионером, нужно развивать бизнес-способности.
Многие школьные учителя удивляются тому, что их бывший ученик-троечник вдруг стал миллионером.
А между тем удивляться тут нечему, так как создание нового богатства — это вопрос особых творческих способностей.
Ни Пушкин, ни отпетый хулиган Есенин не были в детстве лучшими учениками и не имели круглых пятерок по литературе и русскому языку. Рядом с ними учились дети, которые имели более высокие оценки по этим предметам. Но при этом никто из этих круглых отличников так и не стал Пушкиным или Есениным.
«Вы все, — говорил советский ученый, — рассуждаете примитивнее обезьяны.
Вы считаете, что для того, чтобы у человека что-то появилось, а тем более увеличилось, ему нужно что-то дать.
Вы не в состоянии себе представить, что возможно обратное: чтобы у человека что-то появилось или увеличилось, у него надо что-то отнять.
Посмотрите на яму. Если вы «дадите» ей землю, то она станет меньше, а если вы отнимете у нее землю, то она станет больше.
Талант — это яма для информации. Гениальность — это большая яма для информации.
Засыпая яму новой информацией, вы уменьшаете способности человека, а не увеличиваете их.
Извлекая информацию из «ямы», вы увеличиваете способности человека».
Такое утверждение выглядело спорным, но до этого момента ученого слушали внимательно. А он, как правило, продолжал дальше и предлагал представить себе яму, у которой объем никогда не изменяется и всегда равен нулю, что не мешает ей вмещать в себя любое количество информации.
Потом он предлагал нарисовать в своем воображении многомерную поляризацию информации, начинал рассуждать о многомерности пространства и не замечал того, что его уже никто не слушает.