Особое обучение

Особое обучение

← Мысленный эксперимент Наблюдайте за своими руками →

Инструментальное обучение

Теперь покинем российский вуз и перенесемся в очень хороший западный вуз.

Там рассуждают следующим образом. Если человека интересует вопрос успешного трудоустройства, то его первым заветным словом должно стать слово «инструменты».

Возьмем плотника. У него есть топор. Топор — это инструмент первого порядка, с помощью которого он обрабатывает дерево. Но топор нужно точить. Значит, у плотника должно быть точило. Это уже инструмент второго порядка. Но точило ломается. Чтобы его починить, нужны ключи и иные инструменты. Это уже инструменты третьего порядка.

Точно так же обстоят дела и у менеджера. Ему нужны инструменты для управления сервисом, брендингом, бенчмаркингом и т.д. Это инструменты первого порядка.

Но для улучшения инструментов первого порядка нужны инструменты второго порядка и т.д.

Если он создаст все необходимые инструменты по своей специальности, то легко устроится на работу. Если у него нет инструментов — он никому не нужен.

Если мы посетим лекцию в очень хорошем западном университете, то увидим следующее. Студент открывает лекцию в компьютере и читает ее. По мере того как он читает лекцию, его руки создают инструменты для работы. Через два часа занятий из-под рук студента выходит несколько инструментов.

Что это за инструменты? Предположим, менеджер создал памятку для своих подчиненных о том, как они должны себя вести с покупателями в такой-то ситуации.

Памятка — это инструмент для обучения продавцов. Менеджер раздаст памятку своим продавцам, те ее изучат и станут действовать так, как велит памятка, а не так, как им хочется.

На другом занятии менеджер создает документ под названием «Корпоративная культура предприятия». На третьем занятии он создает документ под названием «Стратегия развития предприятия» и т. д.

Все вышеперечисленные документы являются инструментами, хотя это вовсе не означает, что во время каждого занятия создаются только текстовые документы. На самом деле инструментов множество. Это могут быть и плакаты, и электронные тесты — все, что угодно.

Важно другое. При инструментальном обучении на Западе руки обучаемого создают инструменты для работы, а не конспекты лекций, как это принято в нашей стране.

Инструментальное обучение — это такое обучение, в процессе которого руки студента создают ценные инструменты для его будущей работы.