Финансовый анализ
Так как тема финансового анализа очень поучительна, я расскажу следующую историю. Сначала один молодой и очень способный человек у нас учился. Потом он стал нашим преподавателем. Несколько лет назад он написал лекции по финансовому анализу и финансовому менеджменту, которые были с восторгом встречены нашими студентами.
Откуда взялся восторг? А вот откуда. Наш преподаватель объяснил следующее. Когда человек хочет проверить свое здоровье, он сдает анализы. Чем больше анализов сдаст, тем точнее будет проверка.
После получения анализов за дело принимается врач. Опираясь на анализы, он составляет схему лечения, если человек в этом нуждается.
Предприятие — это тоже живой организм. Он тоже может болеть. Ему тоже нужно сдавать анализы.
Так вот финансовый анализ учит тому, как взять у предприятия кучу разных анализов и определить по ним наличие болезни.
А финансовый менеджмент учит тому, как лечить болезни предприятия, если они обнаружатся.
Скажите, после такого объяснения разве Вам не захотелось заняться изучением этих дисциплин?
Скорее всего, захотелось, а может быть, даже очень сильно захотелось.
Вот отсюда и родился восторг студентов. Но одно дело — пообещать, а другое дело — выполнить обещание!
Если бы финансовый анализ и финансовый менеджмент на самом деле могли дать то, что они обещают, то я оказался бы первым человеком, кто кинулся бы их изучать.
И все директора успешных предприятий заплатили бы большие деньги за изучение этих дисциплин.
Но ведь не платят! И не хотят изучать! Потому что пообещать — одно, а выполнить обещание — другое!
Видите ли, в чем дело: классическая образовательная система жива до сих пор по одной причине — потому что она всегда может обвинить студентов в недобросовестном изучении учебного материала.
Вот Вы, например, изучаете финансовый анализ и финансовый менеджмент в обычном вузе. Во время изучения этих дисциплин, как, впрочем, и любых других, преподаватели дадут Вам столько учебного материала и столько заданий, чтобы их было трудно изучить и выполнить. Кроме того, у преподавателя на экзамене всегда найдется серия вопросов, на которые студент не сможет ответить. Преподаватель всегда может «завалить» студента на экзамене. То есть преподаватель всегда может доказать, что студент учился плохо.
Но Вы выкручиваетесь на экзамене, получаете хорошую оценку, хотя и понимаете, что Вам повезло: преподаватель не стал придираться и «гонять» по всему курсу. Преподаватель оказался хорошим человеком, который понял ваши проблемы и не стал «зверствовать» на экзамене.
Устроившись на работу, Вы обнаруживаете, что никак не можете использовать на практике знания, полученные при изучении финансового анализа и финансового менеджмента. Встает вопрос: почему?
И Вы сами, и ваш преподаватель отвечаете на этот вопрос так: студент учился недостаточно хорошо.
Так говорят все и всегда. Однако это — полная чушь. И эта чушь легко выявляется в любом бизнес-инкубаторе. Представьте, что некая успешная компания создает свое собственное учебное заведение и приглашает в него преподавателя финансового анализа и финансового менеджмента.
Преподаватель соглашается, польстившись на очень высокую зарплату, но с удивлением для себя обнаруживает неприятные вещи. Здесь, оказывается, никому не нужен диплом и никому не нужны оценки в дипломе. Здесь нужно решать производственные проблемы и производственные задачи.
Если предприятие отправляет своих сотрудников на обучение в свой собственный бизнес-инкубатор, то несет при этом огромные затраты. И эти затраты нужно вернуть каким-то образом назад.
Вернуть их можно только одним способом — научив сотрудников решать производственные проблемы и производственные задачи.
И вот в класс приходят десять молодых талантливых менеджеров и прямо во время изучения финансового анализа и финансового менеджмента пытаются найти решения своих проблем.
У них ничего не получается. Тогда они просят преподавателя показать, как с помощью его науки они могут решить свои проблемы. Но у преподавателя тоже ничего не получается.
А бизнесмены заплатили приличные деньги за обучение. И они очень не любят, когда за их деньги им подсовывают не то, что обещали, а полную чепуху.
Вот здесь и возникает скандал, по ходу которого выясняется, что проблема не в том, что студенты «сачкуют» во время обучения, а в том, что изучаемая дисциплина бесполезна, что она не способна решить ни одну серьезную проблему предприятия.
Примерно то же самое произошло и с нашим молодым преподавателем, который обещал научить студентов обнаруживать болезни предприятия с помощью финансового анализа и лечить их с помощью финансового менеджмента.
Но наш преподаватель пошел еще дальше. Через пару лет напряженного преподавания этот талантливый молодой человек устроился на работу в одну всемирно известную компанию, чью рекламу Вы можете увидеть в любом бизнес-журнале. Эта компания занимается тем, что с помощью компьютеров и профессиональных программ пытается выявить болезни успешных компаний (например «Газпрома» в России) и помогает вылечить компанию, если она нуждается в лечении.
Когда мы с ним встретились, он сказал по секрету следующее. В разговоре друг с другом сотрудники этой компании сетуют на то, что у них нет ни одного продукта и ни одной методики, которые на самом деле помогли бы крупным компаниям решить свои проблемы.
Почему так? Да потому что они не создали информационное дерево. А без него сложные проблемы решать практически невозможно.
Со своей стороны к теме финансового анализа я могу добавить следующее.
Каждая крупная организация стремится к тому, чтобы контролировать свои деньги. Руководство любой крупной фирмы желает знать, где находятся сейчас их деньги и как они работают.
Чтобы следить за деньгами, они нанимают специального работника или создают целый отдел. Очень часто работники этого отдела говорят, что занимаются финансовым анализом. И это правда. Но не вся.
Они, действительно, следят за деньгами и анализируют то, как деньги работают на предприятие. Поэтому работу таких сотрудников можно назвать финансовым анализом.
Но дело в том, что эти сотрудники не выполняют ни один вид работ, который советует выполнять учебник финансового анализа.
И в этой ситуации хочется понять, что же следует называть финансовым анализом.
Если мы назовем финансовым анализом то, что описано в учебнике с одноименным названием, тогда люди на предприятии занимаются чем-то другим.
А если мы назовем финансовым анализом реальную работу реальных людей на предприятии, то учебник следует назвать по-другому.
И здесь возникает вопрос: а какому финансовому анализу хотите обучаться лично Вы?
Что же касается второго моего добавления, то оно еще важнее первого. Вы можете плюнуть на любой финансовый анализ. Потому что финансовые показатели — не причина, а следствие успеха или провала предприятия.
Если хотите следить за чем-то важным, за чем-то таким, от чего зависит успех предприятия, то следите не за деньгами, а за инфоструктурой вашего предприятия.
А для этого Вам потребуется несколько информационных деревьев.