99 статей

Образцы частей лекций разных направлений экономических бизнес-школ РФЭИ

← 35. Плоды обучения Плоды обучения →

Четыре вида обучения

Из других моих лекций Вы уже узнали о том, что хорошее бизнес-обучение бывает четырех видов: инструментальное обучение, практическое обучение, наставничество и коучинг.

Инструментальное обучение — это такое обучение, во время которого Вы учитесь создавать инструменты, предназначенные для производства каких-либо продуктов. Когда столяра учат тому, как своими руками создать рубанок, топор, молоток и т. д., это и есть пример инструментального обучения.

Во время инструментального обучения Вас учат создавать инструменты для работы, но не для решения задач.

Если во время обучения Вы создадите карманный учебник для продавца, то это обучение следует признать инструментальным, потому что учебник — это инструмент для обучения, а обучение — это работа.

Практическое обучение — это такое обучение, при котором Вас учат выполнять какую-либо работу с помощью необходимых инструментов.

Когда плотника учат изготавливать окно с помощью тех инструментов, которые он создал своими руками, это и есть пример практического обучения.

В нашем институте мы заузили это понятие, исходя из того, что компьютер — это самый совершенный инструмент. Поэтому в нашем институте практическим считается такое обучение, во время которого Вы устанавливаете в свой компьютер бесплатные профессиональные программы и учитесь с их помощью выполнять какую-то работу.

Наставничество очень похоже на инструментальное обучение. В процессе наставничества тоже учат создавать инструменты. Но в наставничестве инструменты создаются не для работы, а для решения производственных задач, что гораздо важнее. И вот почему.

Все проблемы и все успехи любой современной организации практически не связаны с работой. Они связаны с решением задач. Предприятие гибнет или расцветает не потому, что люди плохо или хорошо работают руками, а потому, что люди плохо или хорошо решают производственные задачи.

Решать задачи на современном предприятии в сто раз важнее, чем работать руками.

Есть даже такой бизнес-афоризм: большую зарплату и большие привилегии в любой организации сотрудники получают за две вещи: за способность принять решение и за способность довести принятое решение до конечного результата. Способность принять решение — это и есть способность решить производственную задачу самостоятельно и качественно.

Теперь несколько слов о коучинге. Коучинг похож на наставничество тем, что он тоже создает инструменты для решения задач.

Разница лишь в том, что наставничество создает инструменты, которые человек, образно говоря, может взять в руки (то есть они не являются частью человека), а коучинг создает инструменты, которые находятся внутри самого человека, внутри его подсознания, то есть являются частью человека. Эти инструменты называются способностями человека.

Поэтому можно сказать так: наставничество учит создавать инструменты, необходимые для решения сложных задач, а коучинг формирует в человеке особые способности, необходимые для решения сверхсложных задач.

Впрочем, такая классификация видов бизнес-обучения носит достаточно условный характер. На практике всего одно занятие может нести в себе все четыре вида обучения, смешанные в разных пропорциях. Разумеется, если речь идет о хорошем обучении.