99 статей

Образцы частей лекций разных направлений экономических бизнес-школ РФЭИ

← Введение Цели обучения →

Четыре уровня студентов

При этом Вы должны понимать, что существует четыре уровня образования, четыре уровня учебных заведений и четыре уровня студентов.

Если Вы относите себя к студентам первого уровня, то Вам лучше всего выбрать учебное заведение первого уровня, в котором дают образование первого уровня.

Если Вы относите себя ко второму уровню студентов, то Вам лучше всего выбирать второй уровень образования и т. д.

Первый уровень — уровень дипломов.

Этот уровень образования выбирают для себя те студенты, которые стремятся получить диплом и ничего больше.

Девиз большинства студентов этого уровня — сдать экзамены любым способом! Кто-то для этого выступает за сборную, кто-то танцует в ансамбле, кто-то поет, кто-то надевает на экзамен кофточку с глубоким вырезом, кто-то пытается дать взятку преподавателю, принимающему экзамен и т. д.

Что образуется на этом уровне? Как правило, на этом уровне образуются дипломированные безработные. Тем не менее есть студенты, для которых этот уровень является самым подходящим.

Если Вы, например, выступаете за сборную России по плаванию и при этом хотите получить диплом о высшем образовании, то этот уровень подходит Вам лучше остальных. Любой другой уровень образования потребует от Вас гораздо больше усилий и времени на обучение, что будет отвлекать Вас от тренировок и помешает стать олимпийским чемпионом.

Второй уровень — уровень сведений.

На этом уровне студент выходит из института с памятью, заполненной различными сведениями, начиная от даты рождения Петра I, заканчивая математическими формулами из статистики.

Как правило, этот уровень выбирают для себя школьные отличники, которые привыкли все записывать за преподавателем, все запоминать и бойко отвечать на все вопросы во время экзаменов.

Надо сказать, что отличниками становятся две группы людей: люди с великолепной памятью и люди с врожденными способностями.

Первые учатся очень старательно и запоминают все, что можно запомнить. Они выделяются среди остальных студентов широтой своих познаний и усидчивостью. Они знают все и обо всем. Это очень здорово для экзаменов, но абсолютно бесполезно для реального бизнеса.

Вторые довольно часто относятся к обучению с небольшой прохладцей, но их способности позволяют проникать в суть изучаемого материала, улавливать его глубинный смысл, что, в свою очередь, позволяет им не только оставаться отличниками, но и добиваться успехов в дальнейшей работе.

Именно вторая группа людей составляет те самые 3-5% отличников, которые, получив красный диплом института на втором уровне образования, в будущем все равно становятся миллионерами и успешными людьми.

Что же касается первой группы, то миллионерами они практически никогда не становятся, хотя могут иметь и другие достижения. Например, такой человек имеет все шансы защитить кандидатскую диссертацию и устроиться на работу преподавателем в школу. Вполне возможно, что, благодаря своей эрудиции, он станет лучшим учителем года, ему вручат грамоту в Кремле и выдадут крупную денежную премию.

Третий уровень — уровень практического опыта.

На этом уровне студент выходит из учебного заведения с практическим опытом по своей специальности. Девиз этого уровня — тренировка, тренировка и еще раз тренировка!

Если Вы заинтересованы в достижении третьего уровня, то при выборе учебного заведения обращайте внимание на следующие моменты.

Во-первых, если институт все время употребляет слово «обучение», не разделяя это понятие на четыре вида: теоретическое обучение, практическое обучение, наставничество и коучинг, то тут возможны два варианта:

— или институт собирается учить студента не работать, а «чему-нибудь и как-нибудь»; — или институт не понимает, что разным видам работы невозможно научить с помощью одного вида обучения.

Маленькое примечание: дистанционное обучение не является пятым видом обучения. Это вообще не вид обучения, это всего-навсего способ доставки учебного материала к студенту.

Подтверждением накопленного опыта является не диплом, а портфолио студента, в котором в том или ином виде собраны все его практические достижения. Если это программист, то в портфолио находится краткое описание тех программ, которые были им созданы за время обучения для каких-либо заказчиков. Если он графический дизайнер, то в портфолио находятся изображения разработанных им визиток, буклетов, брендбуков, рекламных щитов и т. д.

Выбирая для себя учебное заведение третьего уровня, не дайте себя обмануть. Если Вам говорят, что по вашей специальности нельзя сформировать портфолио, не верьте этому утверждению.

Профессиональное портфолио должно быть у любого студента, даже если он обучается балету. В последнем случае в его портфолио складываются дипломы или награды, подтверждающие, что студент за время своего обучения стал лауреатом таких-то конкурсов, получил такие-то звания.

Четвертый уровень — уровень способностей.

На этом уровне обучения студент выходит из учебного заведения со способностью решать производственные задачи.

Способностям не обучают. Их формируют с помощью интеллектуального онтогенеза.

Именно поэтому инструментальное и практическое обучение можно назвать обучением, а наставничество и коучинг называть обучением неправильно, потому что они не учат, а выращивают способности.

Но мы с Вами можем позволить себе называть обучением как наставничество, так и коучинг, потому что все заранее выяснили, обо всем договорились и понимаем друг друга в данном вопросе.