99 статей

Образцы частей лекций разных направлений экономических бизнес-школ РФЭИ

← Парадоксы карьерного роста Ричард Брэнсон →

Не все так просто, как кажется

Ситуация первая. Представьте, что Вы занимаете пост исполнительного директора в преуспевающей компании. К Вам пришли устраиваться на руководящие должности два новых сотрудника. У одного из них блестящее образование, у другого —  никудышнее. Вопрос: как Вы определите, у кого из них качественное образование, а у кого не качественное?

Варианты возможных ответов:

— Вы посмотрите на оценки в дипломе.

— Вы проведете устную беседу с обоими кандидатами, чтобы составить личное впечатление о каждом из них. — Вы попросите обоих кандидатов предъявить свои трудовые книжки.

— Вы попросите обоих кандидатов предъявить свои профессиональные портфолио.

— Вы предложите обоим кандидатам в течение нескольких часов или нескольких дней найти решение производственной проблемы.

Как лично Вы будете отличать качественное образование от некачественного, я не знаю. Но я знаю, как будет действовать опытный руководитель предприятия, который понимает, что о качестве образования нельзя судить ни по диплому человека, ни по его трудовой книжке, ни по впечатлению, которое он произвел во время беседы.

Ситуация вторая. Для получения высшего экономического образования Вы хотите выбрать институт, который дает качественное образование. Если бы Вы уже закончили этот институт, то проверить качество образования было бы легко — нужно дать Вам работу по вашей специальности и посмотреть, как Вы с ней справитесь. Но Вы-то еще не закончили институт, а только собираетесь в него поступать. И как Вам проверить качество образования, которое дают в этом институте?

Если Вы очень сообразительны, то скажете, что поймаете на улице выпускника этого института и предложите ему выполнить десять основных видов работ по его специальности.

А я Вас спрошу вот о чем: а какие основные десять видов работ выполняет менеджер?

Но Вы умны, а потому Вас нелегко подловить. Вы ответите следующее: «Сейчас я этого не знаю. Но я подойду в институте к заведующему кафедрой менеджмента и спрошу у него, какие десять основных видов работ должен уметь выполнять хороший менеджер».

И вот этот ответ меня обрадует больше всего, потому что после него Вы окажетесь в глубоком тупике. Дело в том, что я знаю ответ заведующего кафедрой менеджмента. Ему неизвестны десять основных видов работ, которые должен выполнять менеджер. Поэтому он не ответит на ваш вопрос, а начнет увиливать различными способами. Вы скажете, что такого не может быть. Не может заведующий кафедрой менеджмента экономического вуза не знать, что должен делать менеджер на предприятии.

Я только улыбнусь вашей наивности и предложу избавиться от нее. Для этого Вам достаточно зайти на сайт любого университета, который утверждает, что дает образование мирового уровня. Прикиньтесь абитуриентом, желающим получить диплом менеджера, и попросите сообщить Вам список тех работ, которые Вас научат делать за время обучения в этом университете. Вот и все. После этого с вашей наивностью будет покончено раз и навсегда.

Нет, здесь я Вас немного обманул. Скорее всего, Вам назовут несколько видов работ. Например, Вам могут сказать, что научат управлять рисками предприятия. И, как всегда, обманут. Естественно, не по злому умыслу, а потому что сами не поняли, что сказали.

Так как далее начинается сложность, читайте текст с усиленным вниманием.

Дело в том, что управление рисками — это не работа. Это название для множества работ. — Так какой же тут обман? — спросите Вы. — Множество работ даже лучше, чем одна работа. — Конечно, лучше! — отвечу я, — если это полное множество. А вот если множество окажется пустым, то получится сплошной обман.

Дело в том, что есть такая наука, как математическая логика. И она учит тому, что пустые множества тоже могут существовать в природе. Пустое множество — это такое множество, которое не содержит в себе ни одного элемента.

Образно это можно представить так. Вы подходите к орешнику и видите перед собой два абсолютно одинаковых ореха. Вы срываете оба ореха и раскалываете их. В одном орехе Вы находите очень вкусное ядро, а в другом — пустоту. Вы ведь уже сталкивались с такими орехами в реальной жизни, не правда ли?! Поэтому такой орех и можно назвать пустым множеством. Оболочка для ореха есть, а самого ореха внутри оболочки нет.

Второй пример: я говорю, что хочу рассчитаться с долгом, поэтому отдаю Вам свой кошелек со всеми своими деньгами. Кошелек — это хранилище для денег. Поэтому Вы думаете, что я на самом деле гашу свой долг. Но иногда кошелек оказывается пустым множеством. И тогда получается, что я Вас обманул. Когда Вам говорят, что научат управлять рисками предприятия, то совсем неизвестно, какое множество работ Вам подсовывают: пустое или полное.

Проверить это можно без помощи компьютера, а можно и с его помощью.

Как выявить обман без компьютера? Об этом расскажете мне Вы, когда начнете заниматься коучингом по-настоящему. Это сложная задача.

А как выявить обман с помощью компьютера, расскажу я сам, потому что это легкая задача.

Рассуждаем следующим образом. Ни одна работа не выполняется без инструментов. Это норма для любого успешного бизнеса. Управление рисками — это комплекс сложных работ, значит, инструментами будут профессиональные компьютерные программы. По одной на каждую работу.

Поэтому, когда преподаватель, желающий устроиться в мой институт на работу, говорит, что научит студентов управлять рисками предприятия, я предлагаю простую вещь: назовите мне все программы, с помощью которых студенты будут управлять рисками во время обучения, и назовите все продукты, которые будут созданы студентами в этих программах.

Как правило, на этом наше собеседование заканчивается, и мы расстаемся, пожелав успеха друг другу.