99 статей

Образцы частей лекций разных направлений экономических бизнес-школ РФЭИ

← 28. Виды сотрудников Случайные сотрудники →

Бизнес и развитие способностей

Давайте на минуту отвлечемся от бизнеса и посмотрим на проблему чуть шире. Итак, Вы хотите достичь успеха. Сейчас даже неважно в какой области: в бизнесе, в любви, в семейной жизни, в воспитании детей, в сохранении и укреплении здоровья. Сейчас важно другое — цель Вам известна, и звучит она так: Вы хотите стать успешным человеком.

До Вас были люди, которые поставили перед собой такую же цель и достигли ее, то есть стали успешными людьми. Вы, как и ваши предшественники, очень сильно хотите стать успешным человеком, но, в отличие от них, не знаете, что для этого нужно делать. Вопрос – как решить эту задачу?

Мы можем Вас успокоить. Эта задача не относится к самому сложному виду задач. Самый сложный вид задач описан в русской народной сказке и звучит он следующим образом – пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.

Эта задача сложнее вашей по двум причинам: во-первых, отсутствует цель, поэтому Вам ее нужно создать; во-вторых, никто до Вас эту цель перд собой не ставил и не достигал ее, поэтому отсутствует накопленный опыт как в создании цели, так и в ее достижении. Смеем Вас заверить, что в вашей жизни придется решать и такие задачи. Русская народная сказка утверждает, что если человек научится решать такой вид задач, то он станет всемогущим. Поверим народной мудрости, дошедшей до нас из глубины веков, и вернемся к вашей задаче.

Вы хотите достичь успеха, но не знаете, что для этого нужно делать. Ответ прост: воспользуйтесь опытом, накопленным вашими предшественниками (займитесь бенчмаркингом). Изучите ту область человеческой деятельности, где особенно отчетливо видно, благодаря чему достигался успех. Проанализируйте опыт предшественников и воспользуйтесь им.

Какую область человеческой деятельности Вам лучше всего выбрать? Бизнес. Почему? Потому что здесь не только накоплен сам опыт, но и осмысление этого опыта. Вы берете за образец бизнес и на его примере учитесь достигать успеха. Научившись достигать успеха в одной области, Вы делаете то же самое в другой области и достигаете успеха там. Если Вы достигнете успеха в нескольких областях, то станете успешным человеком.

Вот и давайте посмотрим на бизнес, чтобы понять, от чего зависит успех при достижении той или иной цели. Первое, что нам сообщит бизнес, будет следующее: для достижения цели нужно наметить направление движения к ней. Заметьте, мы не предлагаем Вам составлять план достижения цели. Почему? Потому что Вы не можете достичь цель за одну секунду. Вы будете достигать ее длительное время. За это время во внешней среде родятся новые проблемы, которые встанут у Вас на пути. Влияние, которое окажут на Вас только что родившиеся проблемы, будет многократно превосходить влияние вашего плана, каким бы хорошим он ни был.

Другими словами, Вы не можете составить план достижения цели, который бы учитывал любые непредвиденные случаи. Если Вы не можете предвидеть случай, то как Вы его учтете в своем плане?! А раз существуют непредвиденные случаи, которые ставят перед Вами непредвиденные задачи, то способность решать только что родившиеся задачи гораздо важнее, чем способность составлять планы. Из этого мы делаем вывод: нам не надо развивать в себе способность составлять планы. Вместо этого мы будем развивать в себе способность решать непредвиденные задачи по мере того как они будут рождаться и преграждать нам путь к цели.

Давайте проанализируем на примере бизнеса, какие типы задач могут перед Вами возникать и какие способности нужны для их решения.

Опыт бизнеса показывает, что по внешнему виду (по описанию задачи) невозможно отличить трудную задачу от легкой. Одна задача формулируется просто, а решить ее очень трудно. Другая формулируется очень сложно, а решается очень легко. Как же бизнесмены научились отличать трудную задачу от легкой? Очень просто — они дают задачу сотруднику, и тот ее решает. Потом дают другую, и он с ней не справляется. Значит, вторая задача труднее первой и относится она к другому виду задач. В результате у бизнесменов родилась шкала, с помощью которой они научились отличать сотрудников более способных от менее способных, более ценных от менее ценных. Познакомимся с этой шкалой.

Все сотрудники имеют разные способности к решению задач, поэтому их можно разделить на 5 категорий: случайные, ценные, ключевые, творческие и прогрессоры. Поговорим о каждом виде сотрудников подробнее.