99 статей

Образцы частей лекций разных направлений экономических бизнес-школ РФЭИ

← Выбор института Правила хорошего тона →

Обучение обучению рознь

Мы с Вами привыкли произносить слово «снег». Одним этим словом мы называем и те снежинки, которые падают с неба, и те сугробы, которые поднимаются на трехметровую высоту, и ту размокшую кашу, по которой ходим в крупных городах и которая портит нашу обувь, и ту крупу, которая сечет наше лицо с каждым резким порывом ветра. Нам все едино.

А вот коренные народы Севера, у которых зима длится почти весь год, убеждены в том, что снег снегу рознь. Именно поэтому каждый вид снега имеет в их языке свое собственное название.

У нас одно название для снега, а у народов Севера их около восемнадцати. Для каждого снега свое.

По их мнению, надо быть очень бестолковым человеком, чтобы называть одинаково и тот снег, который слипся на земле в ледяную корку, и те пушистые снежинки, которые в медленном танце опускаются на землю.

Но проблемы у нас не только со словом «снег». Еще больше проблем у нас со словом «обучение». Мы не отдаем себе отчета в том, что обучение обучению рознь и что каждый вид обучения должен называться по-своему.

Поясню свою мысль с помощью наглядного примера. Представим, что Вы пришли в салон купить легковой автомобиль. К Вам выходит продавец и говорит, что продаст Вам автомобиль за 30 тысяч евро.

Разве в этой ситуации Вы не захотите уточнить, какой автомобиль Вам предлагают: «Мерседес», «Ауди», «Уаз», «Волгу», «Ладу» или «Оку»? Конечно, захотите!

А как Вы поступите, если на ваш вопрос продавец ответит следующее: «А какая Вам разница?! Автомобиль, он и есть автомобиль! Берите, что предлагаем, и не лезьте с глупыми вопросами! Мы лучше Вас разбираемся в автомобилях, поэтому знаем, что предлагать!».

«Ну уж нет! — скажете Вы. — Между «Мерседесом» и «Окой» слишком большая разница. Если за 30 тысяч евро Вы предлагаете мне мерседесовский джип «GL500», то я ухвачусь за него обеими руками, а если за 30 тысяч евро Вы предлагаете мне «Оку», то «не делайте мне смешно».

Но и это еще не все. Предположим, что Вы решили купить «Ауди». И это не конец вашего выбора, а только его начало.

Дело в том, что «Ауди А8» стоит в несколько раз дороже, чем «Ауди А2», потому что между ними слишком большая разница. Это во-первых.

А во-вторых, даже если Вы остановите свой выбор на конкретной модели, например «А4», то ее стоимость очень сильно будет зависеть от комплектации.

Если в машине будет установлена автоматическая коробка передач, то и стоить она будет дороже, чем автомобиль с механической коробкой. Мощность двигателя, количество подушек безопасности, наличие или отсутствие полного привода тоже сильно влияют на стоимость автомобиля.

Вывод такой: даже автомобили одной марки, например, «Ауди», могут быть совершенно разными автомобилями, а потому могут различаться по цене в десятки раз.

Теперь перейдем к обучению. Представьте, что Вы приходите в институт, чтобы поступить в него учиться на платной основе. Узнав цену за обучение, Вы ведете себя так же, как и в автомобильном салоне.

То есть, прежде чем заплатить деньги, Вы интересуетесь, какой конкретно вид обучения Вам предлагают и какими образовательными технологиями будет укомплектован данный вид обучения.

А теперь представьте, что в институте Вам отвечают точно так же, как отвечал продавец автомобилей. Например, вот так: «Мы не понимаем, о чем Вы нас спрашиваете. Мы дадим Вам высшее экономическое образование. Вы получите диплом менеджера государственного образца. Что Вы хотите узнать от нас еще?! О каких образовательных технологиях Вы нас спрашиваете?!»

Смоделируйте мысленно эту ситуацию, загляните в себя и скажите, какие чувства у Вас возникнут после такого ответа и как в этом случае Вы на него отреагируете?

А я тем временем расскажу о том, как будет реагировать на такой ответ американец, японец, швейцарец или англичанин, выросший в приличной семье, и получивший хорошее образование в частной школе.

Так вот, они очень удивятся такому ответу. И их удивление проистекает вот из чего.

Когда институт говорит, что выучит студента на менеджера, то его предложение равносильно предложению продать автомобиль «Ауди».

А раз так, то Вы имеете полное право спросить о том, какой вид обучения Вам предлагают: тот, что сродни «А8» или тот, что сродни «А2»?

Понимая это, лучшие учебные заведения мира предлагают студентам четыре вида обучения: инструментальное обучение, практическое обучение, наставничество и коучинг.

Ни один американец или англичанин не станет платить деньги и поступать в тот институт, в котором преподаватели не понимают, чем инструментальное обучение отличается от практического, а наставничество — от коучинга.

В 1970 году мои ровесники думали, что наша «Волга» ничем не отличается от «Мерседеса», кроме внешнего вида. Нам казалось, что эти автомобили выглядят чуть-чуть по-разному, а в остальном они абсолютно одинаковые. Мы так думали, потому что никто из нас никогда не видел ни одного качественного автомобиля. Мы не спрашивали, есть ли в автомобиле «АБС», потому что не знали, что такая штука вообще существует.

Сегодняшние выпускники школ полагают, что наше российское образование ничем не отличается от западного, за исключением мелких деталей. Но это абсолютно не так.

Никто на Западе не станет поступать в вуз и не станет платить деньги за образовательный процесс, в котором нет инструментального обучения, практического обучения, наставничества или коучинга.

Если Вам обещают дать высшее образование, но не могут или не хотят сказать, какие конкретные виды обучения Вы получите, — это верный признак того, что за время обучения никакого личного профессионального капитала сформировано не будет.

В очередной раз хочу подчеркнуть, что все мои рассказы о качестве обучения не являются доказательством превосходства нашего института над другими вузами.

Наоборот! Я написал эти лекции для того, чтобы Вы могли найти тот вуз, в котором образовательный процесс отлажен лучше, чем у нас.

И в России, и за рубежом имеется достаточное количество вузов, которые дают более качественное образование, чем даем мы. А моя задача состоит в том, чтобы научить Вас их правильно находить.

Если при выборе вуза Вы поинтересуетесь содержанием портфолио выпускника, если Вы поинтересуетесь наличием тех или иных видов обучения, если Вы поинтересуетесь перечнем профессиональных программ, которые освоите за время обучения, то ваш выбор будет обоснованным и взвешенным.

В этом случае Вы не просто легко трудоустроитесь. В этом случае Вы сможете сделать карьеру, создать свой бизнес, а может быть, даже стать миллионером.