Образование для трудоустройства
На первый взгляд может показаться, что наше российское образование гораздо лучше западного приспособлено для трудоустройства выпускников. У нас государство в лице Министерства образования думает о том, чему и как следует учить студентов, а, например, в американских вузах государственное регулирование в сфере высшего образования отсутствует напрочь. Там институт сам решает, чему учить студентов, а студенты сами решают, какие дисциплины будут изучать.
Например, в 2009 году один американский ученый-математик заболел смертельной болезнью. Понимая, что жить ему осталось не так долго, он создал курс «Искусство умирать» и предложил его студентам. Очень многие студенты откликнулись на его предложение и выбрали эту дисциплину вместо математики или иной дисциплины, которая нам с вами представляется более важной.
Кажется, что в такой системе нет ничего хорошего. Но это только кажется. Дело в том, что в Америке практически каждая фирма выкладывает в Интернет свою заявку на поиск новых сотрудников. И заявка эта имеет конкретный вид. В заявке перечислены названия всех компьютерных программ, в которых сотрудник должен уметь работать. В заявке перечислены все продукты, которые должен уметь делать сотрудник в этих программах. В заявке перечислено и все остальное, что должен уметь делать будущий сотрудник самостоятельно и с высоким качеством. Любой студент еще на первом курсе может зайти на сайт интересующей его компании и посмотреть, чему он должен научиться, если хочет туда устроиться на работу. Исходя из этого, студент сам составляет для себя расписание занятий. Он выбирает те дисциплины, которые нужны его будущему работодателю, разбавляя их теми дисциплинами, которые интересны ему самому.
На старших курсах все студенты рассылают свои резюме в интересующие их компании. Там они описывают те продукты, которые научились делать самостоятельно своими руками и с высоким качеством. На этот момент у них еще нет никакого диплома. Да он никого в Америке и не интересует. Студенты в своем резюме просто перечисляют те виды работ, которые умеют делать самостоятельно и с высоким качеством.
Система очень простая: скажи, что ты умеешь делать своими руками, а мы скажем, возьмем тебя на работу или нет.
В России такого пока нет нигде, кроме Москвы. Но если это уже появляется в Москве, то будьте уверены, что скоро это появится и во всей России. Это вопрос нескольких лет. И к этому нужно быть готовым. Если Вы сможете перечислить названия тех продуктов, которые создали своими руками в той или иной компьютерной программе, то Вас позовут на очное собеседование. А если Вы будете рассказывать о том, что учились работать в той или иной программе, но не укажете конкретные продукты, которые умеете создавать, то Вас никуда не пригласят. Никого не интересует, чему Вы учились, где Вы учились и как Вы учились. Всех интересует главное — что Вы умеете делать.
С этого начинаются отличия между нашей и западной системами трудоустройства. А различия между системами трудоустройства создают различия между системами образования.
На Западе каждому абитуриенту, желающему поступить в институт, еще во время первого собеседования по его просьбе покажут список компьютерных программ, в которых его научат работать, и список продуктов, которые он научится создавать самостоятельно за время обучения.
В вашем городе или области тоже есть экономические институты или университеты. Зайдите в любой из них и попросите показать то же самое. Вполне возможно, что на сегодняшний день они тоже к этому готовы.