Мифы советского образования
Несмотря на то, что люди в нашей стране не любят и не хотят учиться, среди них еще довольно широко распространено мнение о том, что в Советском Союзе было самое лучшее в мире образование, поэтому его надо сохранить во что бы то ни стало.
Некоторые из этих людей пытаются доказать, что и сегодня образование в России — одно из лучших в мире. В качестве доказательства своей правоты они приводят слова одного из американских президентов, который сказал, что русские обогнали американцев в космосе, запустив туда раньше всех остальных спутник, собаку и человека, потому, что у них образование лучше, чем в Америке.
Когда я слышу такие аргументы, я всегда прошу собеседника посчитать, сколько десятилетий прошло с тех пор, как американский президент произнес эти слова. После выполненных подсчетов я прошу обратить внимание на несколько фактов.
Несколько десятилетий назад реки в Западной Европе были грязными до невозможности, а наши были довольно чистыми.
Над многими крупными городами Америки и Западной Европы летом постоянно висел смог, который не давал людям дышать, а в наших двух столицах смога не было до 2010 года.
Мало кто знает, что в 1946 году в Советском Союзе с конвейера сошла «Победа», которая по соотношению «цена-качество» оказалась лучшим легковым автомобилем в мире, и американские автопромышленники во главе с Фордом добились от своего правительства запрета на ввоз нашей «Победы» на рынок Америки, потому что их автомобили не могли конкурировать с советской машиной.
Несколько десятилетий назад Корея и даже Япония производили автомобили и многие виды техники с худшим качеством, чем их производил Советский Союз.
Но разве это дает нам право говорить о том, что сейчас наши реки чище европейских или американских, что с экологией у нас лучше, чем у них, что японская техника хуже нашей?!
То же самое можно сказать и об образовании. Тот факт, что пятьдесят лет назад образование в Советском Союзе было лучше американского или европейского (в чем я лично сомневаюсь) не означает, что оно тогда имело право называться «хорошим» («лучше, чем у соседа» еще не значит «хорошее»). И уж совсем не означает, что наше образование лучше европейского или американского в настоящий момент времени.
Да, у нас по-прежнему одна из лучших в мире математических школ. И балерин у нас готовят на превосходном уровне. Но если мы посмотрим на качество подготовки программистов, инженеров, юристов и экономистов, то должны честно признаться, что оно ужасно и не выдерживает никакой критики.
Мне известен миф о том, что наши программисты — лучшие в мире. Люди, повторяющие изо дня в день этот миф, видимо, не знакомы с данными о том, сколько наших программистов работает в иностранных компаниях. Более того, они не утруждают себя вопросом о том, как может существовать такой парадокс, при котором наши программисты лучшие в мире, а лучших в мире программ у нас не наблюдается.
Этими рассуждениями я не пытаюсь подвести Вас к мысли о том, что именно в нашем институте Вы получите превосходное образование. Более того, будучи человеком честным, я могу сказать, что нашему институту потребуется еще не менее десяти лет, чтобы приблизиться к лидерам мирового образования.
Наш институт отличается от своих российских конкурентов не тем, что у нас образование значительно лучше, чем у них, а тем, что, глядя на лучшие западные вузы, мы говорим сами себе: «По сравнению с ними наше образование отвратительное, и нам следует гнаться за мировыми лидерами изо всех сил, чтобы попытаться догнать их хотя бы через десять лет». А наши конкуренты в это время заявляют о том, что дают образование, «соответствующее мировому уровню».
Делать подобные заявления может только тот человек, который ни разу в жизни не был ни в одном солидном западном университете. Делать подобные заявления — все равно, что ставить лапти в один ряд с женской обувью, изготовленной вручную в лучших мастерских итальянских модельеров.
Когда я захожу в швейцарский вуз, который скромно называет себя какой-то там «технологической школой», и вижу, что первый этаж их научно-исследовательского центра равен по площади нескольким футбольным полям, когда я вижу, что на этих «полях» научно-исследовательского центра студенты реализуют свои бизнес-проекты и становятся миллионерами еще во время обучения, когда мне показывают вокзал Цюриха, конструкция которого настолько сложна, что ее могли рассчитать только с помощью новейших компьютерных программ и только студенты этого института, когда я вижу, как студенты во время обучения создают свои собственные предприятия и начинают ими управлять с помощью самых лучших в мире технологий, то мне уже не хочется слушать басни о том, что какой-то российский вуз дает образование мирового уровня. Мне просто хочется плакать от того, что подобным у нас и не пахнет.
А если Вы знаете, что перед приездом Путина в один из лучших университетов нашей страны крупная компьютерная фирма выставляет напоказ сто отличных компьютеров, выдавая их за компьютеры университета, а после отъезда Путина тут же снимает их и увозит обратно, то возникает горький вопрос: «До каких пор мы будем обманывать самих себя?!».