Псевдоменеджмент или наставничество
Поясню свою мысль более детально, для чего обратимся к истории. Сто с лишним лет назад понятия «менеджмент» не существовало вообще. Бизнес был, а науки управления под названием «менеджмент» не было. Но так как люди все время искали способы эффективного управления предприятиями, то примерно сто лет назад и появилась наука об управлении.
Первыми исследователями в области менеджмента были практики. Они не сидели в институтских кабинетах, они проводили научные эксперименты на стройках, в цехах заводов, в иных местах, где работали люди. Их научные исследования были очень интересными и очень полезными, хотя иногда и приводили к забастовкам рабочих.
Через какое-то время смышленые люди поняли, что на менеджменте можно неплохо зарабатывать. И для этого совсем не обязательно лазить по строительным площадкам, чтобы делать замеры эффективности труда. Достаточно начать обучать науке управления в институтах и брать за это плату.
Чтобы денег взять побольше, нужно создать побольше учебного материала. Более того, нужно создать такое количество учебного материала, чтобы его хватило на несколько лет обучения менеджменту . Как только смышленые люди это поняли, менеджмент начал стремительно расширяться. Преподаватели начали находить все новые и новые объекты для управления. Они начали всем доказывать, что управлять нужно не только людьми, но и многими другими вещами: финансами, рисками, инновациями, знаниями, проектами, качеством и так до бесконечности.
В результате всего этого наука об управлении превратилась в псевдонауку об управлении. Чем настоящая наука отличается от псевдонауки?
Если отвечать на этот вопрос образно, то можно сказать так. В свое время существовала псевдонаука алхимия. Она пыталась свинец превратить в золото. Она пыталась это сделать на протяжении нескольких сотен лет. Алхимики распространяли мифы о том, что кому-то где-то когда-то это уже удалось. Но на самом деле это не удалось никому, никогда и нигде.
Сейчас существует псевдонаука менеджмент, которая пытается доказать, что научит Вас эффективно управлять бизнесом. Ведет она себя точно так же, как и алхимия, то есть распространяет слухи о своей эффективности.
Если же научно отвечать на поставленный вопрос, то можно сказать так: любая настоящая наука дает «объективно-истинные знания», то есть такие знания, которые характеризуются экспериментальной однозначностью. Что это значит?
А значит это следующее. Когда менеджмент только создавался, когда он еще не превратился в псевдонауку, то события развивались следующим образом. Проведя серию экспериментов на стройке, отцы менеджмента находили способ сократить время строительства в четыре раза, и описывали этот способ в своей книге.
Любой другой начальник стройки, который точно следовал их знаниям, тоже сокращал время строительства в четыре раза. Иногда это приводило к забастовкам рабочих, которых заставляли за день сделать больше, а платили меньше, но главное оставалось неизменным: эксперимент настоящей науки управления всегда можно было повторить и он всегда давал ожидаемый результат.
Но как только практическую науку подменили псевдонаукой, так все это исчезло. Теперь в менеджменте рассказывают о таких общих вещах и таким расплывчатым образом, чтобы эксперимент нельзя было поставить вовсе.
Сегодня Вы не можете экспериментально опровергнуть или подтвердить информацию из учебников менеджмента или маркетинга. А если выводы науки невозможно проверить экспериментально, если нет никакой возможности их опровергнуть, то это уже псевдонаука. Освоение псевдонауки называется псевдообучением.
Но свято место пусто не бывает. И в ведущих бизнес-инкубаторах вместо менеджмента появилось наставничество.
Наставничество так сформулировало свою задачу: хорошая наука об управлении должна учить не тому, как чем-то можно управлять, а тому, как можно избавиться от управления.
Начинающим бизнесменам и руководителям такая точка зрения кажется нелепой, но на самом деле она абсолютно правильная, потому что основана на строгих математических расчетах.