99 статей

Образцы частей лекций разных направлений экономических бизнес-школ РФЭИ

← 22. Виды обучения Практическое обучение →

Инструментальное обучение

Когда мы начали очень внимательно изучать западный опыт в области бизнес-обучения, то очень быстро обнаружили интересную вещь: самые лучшие западные вузы, в отличие от наших вузов, избегают употреблять словосочетание «теоретическое обучение». Некоторые руководители западных вузов во время обмена опытом высказывались на этот счет довольно резко: если Вы хотите создать у себя качественное бизнес-образование, запретите своим преподавателям употреблять словосочетание «теоретическое обучение». И далее объясняли, почему это нужно сделать. Сейчас я попробую объяснить это Вам.

И у нас, и на Западе студенты слушают лекции преподавателя и читают учебники, чтобы запомнить их содержание и пересказать его на экзамене. Именно это у нас принято называть теоретическим обучением. По мнению многих российских вузов, в результате запоминания услышанной или прочитанной информации студент приобретает новые знания. Так же думают и студенты, и преподаватели.

Но не все так просто. Если присмотреться более внимательно, то обнаруживается огромная разница между конечными результатами обучения российских и западных студентов. Чтобы понять и увидеть эту разницу, проведем такой мысленный эксперимент.

Сначала представим, что Вы оказались в качестве наблюдателя на лекции по менеджменту или маркетингу в российском институте. Вы садитесь за последнюю парту. В аудиторию входит преподаватель и начинает читать лекцию.

Вы ведете себя странно. Сначала затыкаете себе уши, чтобы не слышать то, о чем говорит преподаватель. После этого Вы прикладываете к глазам бинокль, чтобы не видеть ничего, кроме рук студентов. Вы сидите таким образом с биноклем в руках два часа и наблюдаете за руками студентов.

А теперь скажите, что выйдет из-под рук студентов, за которыми Вы наблюдаете? Что создадут руки студентов за два часа теоретического обучения?

Вы удивлены моим вопросом — а что может выйти из-под рук студентов, прослушавших лекцию?! Конечно, конспект прослушанной лекции!

Продолжим эксперимент в российском вузе. На следующую пару приходит более подготовленный преподаватель. Он приносит текст своей лекции для каждого студента в распечатанном виде. Он раздает текст лекции каждому студенту, а сам садится за стол. Студенты не слушают лекцию, а читают. Если им что-то непонятно, они задают вопросы. А Вы по-прежнему наблюдаете через бинокль за их руками.

А теперь скажите, что выйдет из-под рук студентов в этом случае? Что создадут руки студентов за два часа теоретического обучения, если студент не слушал, а читал лекцию?

Ничего! Я правильно догадался?

Теперь покинем российский вуз и перенесемся в выдающийся институт или академию какой-нибудь великой компании: «Ай-Би-Эм», «Дженерал электрик», где выращивают профессионалов высокого уровня.

Там рассуждают следующим образом. Если человека интересует вопрос успешного трудоустройства, то его первым заветным словом должно стать слово «инструменты».

Возьмем плотника. У него есть топор. Топор — это инструмент первого порядка, с помощью которого он обрабатывает дерево. Но топор нужно точить. Значит, у плотника должно быть точило. Это уже инструмент второго порядка. Но точило ломается. Чтобы его починить, нужны ключи и иные инструменты. Это уже инструменты третьего порядка.

Точно так же обстоят дела и у менеджера. Ему нужны инструменты для управления сервисом, брендингом, бенчмаркингом и т. д. Это инструменты первого порядка.

Но для улучшения инструментов первого порядка нужны инструменты второго порядка и т. д. Если он создаст все необходимые инструменты по своей специальности, то легко устроится на работу. Если у него нет инструментов — он никому не нужен.

Если мы посетим лекцию в очень хорошем западном университете, то увидим следующее. Студент открывает лекцию в компьютере и читает ее. По мере того как он читает лекцию, его руки создают инструменты для работы. Через два часа занятий из-под рук студента выходит несколько инструментов.

Что это за инструменты? Ну предположим, менеджер создал памятку для своих подчиненных о том, как они должны себя вести с покупателями в такой-то ситуации. Памятка — это инструмент для обучения продавцов. Менеджер раздаст памятку своим продавцам, те ее изучат и станут действовать так, как велит памятка, а не так, как им хочется.

На другом занятии менеджер создает документ под названием «Корпоративная культура предприятия». На третьем занятии он создает документ под названием «Стратегия развития предприятия» и т. д.

Все вышеперечисленные документы являются инструментами, хотя это вовсе не означает, что во время каждого занятия создаются только текстовые документы. На самом деле, инструментов множество. Это могут быть и плакаты, и электронные тесты, — да все, что угодно.

Важно другое. При инструментальном обучении на Западе руки обучаемого создают инструменты для работы, а не конспекты лекций, как это принято в нашей стране.

Инструментальное обучение — это такое обучение, в процессе которого руки студента создают ценные инструменты для его будущей работы.

Если Вы слушаете лекцию или читаете учебник, а ваши руки не создают новые инструменты, то значит, Вы столкнулись с плохим (устаревшим) обучением. Устаревшее обучение — это такое обучение, после которого голова студента много чего помнит, но руки ничего не умеют делать самостоятельно и с высоким качеством.

Хотите отличить плохое обучение от хорошего — наблюдайте за руками студентов!

Если два часа руки студента будут писать конспект лекции и ничего иного не создадут, то вывод в этом случае очевиден — обучение было плохим.

Если за два часа обучения руки студента создадут инструмент менеджера в виде органайзера, который позволяет менее ценную информацию преобразовывать в более ценную, значит, обучение было хорошим.

Качество дерева узнается по качеству плода его. Любой вид обучения узнается по качеству того плода, который выходит из-под рук студента во время его обучения. И плод этот всегда можно положить в портфолио студента, чтобы потом предъявить его работодателю, о чем мы с Вами уже говорили.

Последнее примечание, на которое хотелось бы обратить особое ваше внимание.

В современном мире самыми главными, самыми эффективными инструментами являются профессиональные компьютерные программы.

Если человек хочет сделать карьеру, а тем более стать богатым, то он никогда не должен допускать мысли о том, что работу можно выполнять без компьютера.

Профессионалы без компьютера не выполняют ни одной работы. Работа без компьютера — это каменный век! О какой бы работе ни шла речь, всегда нужно добавлять слова: «с помощью компьютера, с помощью компьютера, с помощью компьютера…»

Правило трудоустройства на Западе довольно простое: освоил двадцать профессиональных программ во время обучения — и у тебя больше нет проблем с трудоустройством до конца жизни!