Второе расхождение
Кого институт должен считать своим клиентом, кто является потребителем его образовательных услуг? По мнению российских вузов, потребителями образовательных услуг института являются студенты. Институт производит учебные материалы и поставляет их студентам, за что и получает оплату от них самих или от государства.
Мнение западных специалистов заключается в следующем. Для блага студентов институт должен считать главным потребителем своих образовательных услуг не студентов, а их будущих работодателей.
Задача института состоит не в том, чтобы доставить удовольствие студентам, а в том, чтобы доставить удовольствие их будущему работодателю, сформировав из студентов профессионалов высокого уровня. Хороший институт можно уподобить заводу, который производит ценную продукцию.
Но продукция института — это не учебные материалы.
Институт производит профессионалов для предприятий, а не учебные материалы для студентов.
Студенты — это «сырье». Образовательные технологии — это «образовательные инструменты».
Обрабатывая «сырье» «образовательными инструментами», выдающиеся бизнес-инкубаторы производят элитные кадры для бизнеса.
«Сони» выпускает телевизоры, «Мерседес» выпускает машины, а бизнес-школы выпускают элитные кадры для бизнеса.
Проще говоря, западная точка зрения сводится к следующему: хорошее профессиональное образование — это такое образование, которое удовлетворяет потребности предприятия, куда выпускник пойдет работать или которое он создаст.