Войны конкурентов
Если говорить о войнах конкурентов, то их, как правило, в интересах крупных компаний ведут профессионалы очень высокого уровня. Но я не советую Вам превращаться в такого профессионала. Любые войны, в том числе и маркетинговые, представляют собой зло. А учиться злу и заниматься злом — значит обрекать себя на несчастливую жизнь. Ну сами подумайте — зачем Вам несчастливая жизнь с большой зарплатой???
Но если в будущем Вы захотите защитить кандидатскую диссертацию по маркетингу о войнах конкурентов, то лучше всего это делать на примере РФЭИ.
Хотя наш институт не вел, не ведет и не собирается с кем-либо воевать даже на поле рекламных объявлений, в России трудно найти еще одно учебное заведение, против которого конкуренты вели бы столь ожесточенную войну. Так что материала для диссертации Вы найдете у нас предостаточно. Приведу только несколько примеров. Раньше всех со мной начали вести борьбу не конкуренты, а криминальные структуры. В лихие девяностые годы, когда Школа бизнеса Аксёнова имела представительства практически в каждом крупном городе СССР, какая-то «бригада» из криминального мира решила отнять у меня мою школу бизнеса и присвоить ее себе. Ни много — ни мало!
Я, как смог, объяснил им тогда, что подобные идеи являются недостаточно продуманными. Они меня услышали, поняли и изменили тактику на прямо противоположную.
Следуя новой тактике, они начали создавать клоны. Они находили в каком-то городе Аксёнова Сергея Леонидовича, открывали там Школу бизнеса Аксёнова (позже стали открывать клоны РФЭИ и других моих учебных заведений), записывали ко мне одного человека в студенты, получали через него учебные материалы, копировали их и раздавали своим ученикам.
Как они разбирались потом с дипломами — мне неизвестно. Мне известно только то, что клонирование особенно пышно расцвело в Казахстане, где, по-моему, до сих пор можно найти институты имени Аксёнова, филиалы РФЭИ и все, что угодно.
Как только на свет появился РФЭИ, в борьбу вступили конкуренты. В те далекие девяностые, когда Интернета в России еще не было, самым любимым приемом конкурентов было распространение информации о том, что РФЭИ закрылся в связи с многочисленными нарушениями законодательства, а Аксёнов объявлен во всероссийский розыск, так как сбежал с деньгами обманутых студентов. Далее они советовали студентам обратиться в РФЭИ, чтобы расторгнуть договор на обучение и потребовать возврата своих денег.
Когда появился Интернет, конкуренты позаимствовали опыт криминальных «бригад» и стали создавать свои клоны. Но только теперь они клонировали не учебные заведения, а их сайты.
Даже сейчас в Интернете можно найти сайты, которые выдают себя за сайты нашего института, его филиалов или представительств.
Эти клоны так расхваливают наш институт и обещают так много будущим студентам, что переходят границы действующего законодательства.
От нашего имени на этих сайтах они размещают такую информацию, из которой становится понятным, что РФЭИ в погоне за деньгами готов нарушить закон «Об образовании» или даже Уголовный кодекс.
Тем самым конкуренты хотят достичь двух целей: отвернуть от нас абитуриентов, которым обещают то, что обещать нельзя по закону, и привлечь к РФЭИ внимание проверяющих органов.
Но эти удары идут мимо цели, так как на главной странице официального портала РФЭИ можно найти адреса всех наших официальных блогов и сайтов, а также адреса наших партнеров и представителей. А все остальное — от лукавого.
Еще один прием конкурентной борьбы — создать обратный форум для студентов РФЭИ. Что это такое — обратный форум?
Нормальный форум — это такой форум, на первых страницах которого находится последняя переписка.
А обратный форум — это такой форум, на первых страницах которого находится самая первая переписка.
Владельцы форума всегда могут написать на своих страницах все что угодно от имени анонимного студента РФЭИ, который якобы боится назвать свою фамилию из-за возможных репрессий со стороны преподавателей института.
Если бы форум был нормальным, то какую клевету на нем ни напиши, она постепенно уйдет в прошлое и никто ее не станет читать на 95-й странице.
А повторять клевету заново не просто хлопотно. Главная проблема в том, что клевета, повторенная 20 раз, начинает работать в обратную сторону — она начинает вызывать неприятие не к тому, на кого клевещут, а к тому, кто это делает.
Обратный форум — штука тонкая. Он позволяет разместить клевету на первых трех страницах всего один раз, но так как они всегда появляются первыми, то одну и ту же «убойную» фразу можно эксплуатировать на протяжении десятилетий.
Такие сайты были бы убийственными для нашего института, если бы мы набирали новых студентов из числа тех, кто ничего о нас не знает, кто случайно зашел на наш портал, а потом решил поискать отзывы о нас на других сайтах.
Но в отношении РФЭИ эти сайты не работают, и мы относимся к ним спокойно вот по какой причине. Наши недоброжелатели не знают о том, что 90% наших новых студентов приводят к нам те, кто у нас учится на старших курсах или уже закончил обучение. А те, кто у нас долго учился, уже знакомы с содержанием сайтов наших недоброжелателей. Поэтому те, кого бывшие студенты приводят к нам на первый курс для поступления, тоже не обращают на подобные сайты никакого внимания.
Еще один прием конкурентов — принижение главных достоинств РФЭИ. Например, схема Аксёнова, по которой студенты учатся бухучету внашем институте, — это огромный раздражитель для любого нашего конкурента. Он понимает, что своровать ее нельзя из-за авторских прав, а придумать нечто лучшее пока не получается. Вот и пишут в Интернете о том, что эта схема — полная чепуха, что ценности она не несет в себе никакой, что схему эту я своровал у какого-то автора, жившего в 17-м веке.
Я понимаю, что подобные заявления появляются на свет от творческого бессилия, поэтому улыбаюсь спокойно и предлагаю той самой анонимной «студентке РФЭИ», которая говорит, что схема Аксёнова — полная чепуха, что она украдена мной в 17‑м веке, дать всем остальным нашим студентам тот самый адрес в Интернете, по которому она нашла подлинного автора.
А вдруг я украл у него не все ценности? Вдруг наши студенты найдут у этого автора еще что-нибудь ценное? Так почему бы не помочь всем остальным нашим студентам?!
Мне известны случаи, когда мою схему выдавали за свою на защите кандидатских диссертаций по бухучету. Но к этому я тоже отношусь спокойно: если одним моя схема позволяет вести бухучет, а другим — получить степень кандидата наук, значит ценность ее выше, чем я ожидал.
Ну а то, что эта девушка не является нашей студенткой, понять легко, потому что она не изучала мои лекции по естествознанию. Если бы она их изучала, то не допустила бы исторического «ляпа».
Я согласен с девушкой в том, что подобную схему мог придумать кто угодно другой. Но этот самый «другой» как минимум должен был знать закон сохранения энергии, потому что главная идея и принцип работы схемы построены на нем.
Но вот какая беда получается: закон сохранения энергии был впервые сформулирован не в 17-м веке, а в 19-м. Так что «пролет» у девушки получился на целых двести лет.
По-моему, из уст наших конкурентов гораздо убедительнее звучит другое утверждение — утверждение о том, что по сравнению с любым государственным вузом обучение в РФЭИ — полный «отстой».
Я не только не оспариваю данное утверждение, я сам об этом говорю в своих лекциях. Более того, я пытаюсь это доказать фактически. Для чего и предлагаю учиться в РФЭИ целый семестр совершенно бесплатно всем желающим.
Мне только жаль, что государственные вузы и «наши студенты», которые учатся одновременно и у нас, и в государственном вузе, не помогают мне доказывать превосходство любого государственного вуза над нашим. Если бы они выложили в Интернете те самые превосходные учебные материалы государственных вузов, о которых они рассказывают, для бесплатного изучения, то все желающие легко бы убедились на своем опыте в том, что государственные вузы учат в десять раз лучше РФЭИ.
И пришел бы конец нашему институту. У нас бы остались только те, кто любят «полный отстой» и готовы заплатить за него деньги, а в государственные вузы пошли бы те, кто ищет превосходное обучение.
Еще один прием конкурентов — игра с тонкостями законодательства. Например, неоднократно внимание людей обращали на то, что по условиям лицензии мы имели право обучать тысячу человек, а обучали двадцать тысяч. Отсюда якобы вытекает стремление преподавателей «завалить» на экзаменах лишние девятнадцать тысяч студентов, так как дипломы на них институт не получит.
Цифры назывались правильные. Но они не действовали на наших студентов так, как рассчитывали те, кто об этом писал.
Дело в том, что наши студенты еще до подписания договора на обучение знакомятся на нашем портале с серией нормативных документов и узнают из них тот факт, что при подсчете студентов количество студентов дистанционного отделения нужно поделить на 25, обычных заочников — на 10, вечерников — на 4.
А если двадцать тысяч студентов дистанционного отделения поделить на 25, то получится 800 человек, и никакого превышения контингента не обнаруживается. Поэтому и дипломы на них выдают без каких-либо проблем. Другой факт, что для получения диплома следует сдать все экзамены хотя бы на тройку. А то ведь студентка нам пишет со скандалом о том, что мы никак не присылаем ей контрольные работы, в то время как контрольные работы размещены в тексте лекций, которые она даже не открывала и не читала.
Вывод таков: став бизнесменом, никогда не затевайте никаких войн. А если нападают на Вас, обороняйтесь одним- единственным способом: постоянно повышайте качество своих товаров, услуг и сервиса и предлагайте людям попробовать бесплатно то, что является, по мнению ваших недоброжелателей, «полным отстоем». Люди Вас поймут.