99 статей

Образцы частей лекций разных направлений экономических бизнес-школ РФЭИ

← 06. Виды обучения Плоды обучения →

Четыре вида обучения

Бизнес-обучение, как правило, состоит из четырех образовательных механизмов: инструментального обучения, практического обучения, наставничества и коучинга.

Инструментальное обучение — это такое обучение, во время которого Вы учитесь создавать инструменты, предназначенные для производства каких-либо продуктов.

Когда столяра учат тому, как своими руками создать рубанок, топор, молоток и т. д., это и есть пример инструментального обучения.

Во время инструментального обучения Вас учат создавать инструменты для работы, но не для решения задач.

Практическое обучение — это такое обучение, при котором Вас учат выполнять какую-либо работу с помощью необходимых инструментов.

Когда плотника учат изготавливать окно с помощью тех инструментов, которые он создал своими руками, это и есть пример практического обучения.

В бизнес-инкубаторах это понятие обычно заужают, исходя из того, что компьютер — это самый совершенный инструмент.

Поэтому в бизнес-инкубаторах практическим считается такое обучение, во время которого Вы устанавливаете в свой компьютер бесплатные профессиональные программы и учитесь с их помощью выполнять какую-то работу.

Наставничество очень похоже на инструментальное обучение. В процессе наставничества тоже учат создавать инструменты. Но в наставничестве инструменты создаются не для работы, а для решения производственных задач, что гораздо важнее. И вот почему.

Все проблемы и все успехи любой современной организации практически не связаны с работой. Они связаны с решением задач. Предприятие гибнет или расцветает не потому, что люди плохо или хорошо работают руками, а потому, что люди плохо или хорошо решают производственные задачи.

Решать задачи на современном предприятии в сто раз важнее, чем работать руками.

Есть даже такой бизнес-афоризм: большую зарплату и большие привилегии в любой организации сотрудники получают за две вещи: за способность принять решение и за способность довести принятое решение до конечного результата. Способность принять решение — это и есть способность решить производственную задачу самостоятельно и качественно.

Коучинг похож на наставничество тем, что он тоже создает инструменты для решения задач. Разница лишь в том, что наставничество создает инструменты, которые человек может взять в руки (то есть они не являются частью человека), а коучинг создает инструменты, которые находятся внутри самого человека, внутри его подсознания, то есть являются частью человека.

Эти инструменты называются способностями человека.

Поэтому можно сказать так: наставничество учит создавать инструменты, необходимые для решения сложных задач, а коучинг формирует в человеке особые способности, необходимые для решения сверхсложных задач.

Впрочем, такая классификация видов бизнес-обучения носит достаточно условный характер. На практике одно занятие может нести в себе все четыре вида обучения, смешанные в разных пропорциях.