Образование или обучение?
Если Вы начнете подробнее знакомиться с великими компаниями, то обнаружите странную вещь: практически каждая великая компания создала внутри себя несколько бизнес-инкубаторов под разными названиями: университет, академия, институт, колледж, учебный центр и т.д., заставляя своих сотрудников тратить на обучение до 30% рабочего времени.
В чем же тут странность? - спросите Вы. А вот в чем: если бы великая компания заключила договор на обучение своих сотрудников с каким-нибудь известным университетом, то потратила бы на это денег гораздо меньше, чем она тратит на содержание своих собственных бизнес-инкубаторов.
Так почему крупные компании не направляют своих сотрудников на обучение в обычные (пусть даже всемирно известные) институты и университеты, а а создают свои собственные бизнес-инкубаторы?
Ответ прост: обычные учебные заведения занимаются обычным обучением, а бизнес-инкубаторы занимаются бизнес-образованием.
Чтобы объяснить разницу между этими двумя понятиями, я расскажу историю о том, как я сам пришел к бизнес-образованию много лет назад.
Все началось в 1989 году, когда Советский Союз затрещал по швам и я был вынужден закончить офицерскую службу, чтобы вернуться к себе домой на Родину.
Это было трудное время: в магазинах невозможно было ничего купить; каждый мужчина имел право получить по талонам только три пары носков на год; каждый человек мог получить по талонам только один кусок мыла на месяц и т. д. Я прекрасно понимал, что если я сам не позабочусь о своей семье, то никакое государство не станет о ней заботиться.
Устраиваться на работу в какое-либо государственное предприятие не имело смысла, потому что все они лопались, как мыльные пузыри, одно за другим. Оставалось только создать свой собственный бизнес. Что я и сделал.
Надо сказать, что с бизнесом у меня все стало складываться довольно успешно с самого начала. И уже через год, примерно в 1990 году, предприятия, которые я создал или которыми я руководил, равно как и предприятия моих партнеров по бизнесу, набрали такие высокие темпы развития, что начали задыхаться от нехватки профессиональных кадров новой формации. Нужно было как-то решать эту проблему.
К сожалению, я оказался не готов к этому. Дело в том, что моя карьера военного разведчика началась в юном возрасте. И мое многолетнее пребывание за пределами России привело к тому, что после возвращения на Родину я обнаружил, что знаю о ней слишком мало.
А о том, как в нашей стране обучают экономическим специальностям в обычных институтах, я не знал равным счетом ничего.
Именно поэтому мое первое решение по кадровому вопросу оказалось ошибочным. А состояло оно в следующем. Для того чтобы избавиться от кадрового голода, мы стали с помощью специальной методики отбирать вундеркиндов среди старшеклассников и направлять их за свой счет на обучение в обычные техникумы, институты и университеты, чтобы через несколько лет получить обратно бухгалтеров, экономистов, менеджеров, маркетологов и иных ценных специалистов новой формации.
Но очень скоро мы поняли, что подобная практика ничего не дает. Дело в том, что те способы и методы обучения, с которыми столкнулись наши направленцы в обычных учебных заведениях, меня очень сильно удивили. Для человека, недавно вернувшегося из-за границы, система обучения, сложившаяся на тот момент в СССР, выглядела очень странно.