99 статей

Образцы частей лекций разных направлений экономических бизнес-школ РФЭИ

← Хочу и не прочь Когда придут успехи →

Когда начинать

Личный профессиональный капитал человека — это комплекс его профессиональных способностей. Хочешь увеличить личный капитал — измени свои способности!

Известны ли случаи, когда люди начинали развивать свои способности в зрелом возрасте, скажем, после окончания института и трудоустройства, и при этом достигали существенных успехов?

Такие случаи не только известны, но, к сожалению, в настоящее время именно так и обстоят дела. Почему к сожалению? Да потому что сегодняшнее положение вещей в мире бизнеса напоминает ситуацию в мире шахмат столетней давности.

Дело в том, что развитие способностей шахматиста очень сильно напоминает развитие способностей бизнесмена. А сто лет назад не существовало ни шахматной теории, ни методики подготовки шахматистов. Выдающиеся шахматисты образовывались сами по себе в процессе игр и турнирной борьбы. Поэтому несколько десятилетий назад чемпионами мира по шахматам становились люди, которые научились играть уже в зрелом возрасте.

И только в период Советского Союза, когда были созданы детские шахматные школы, когда начала появляться методика выращивания юных вундеркиндов, стало понятно, что в современном обществе чемпионом мира по шахматам не станет человек, который начал учиться играть в зрелом возрасте. Чтобы сегодня стать чемпионом мира по шахматам, нужно начинать обучение примерно лет с пяти.

В настоящее время развитием способностей юных бизнесменов не занимается практически никто.

Специальных методик развития способностей бизнесмена для детей нет. Поэтому выдающиеся бизнесмены образуются самостоятельно уже во взрослой жизни.

Более того, широкомасштабные научные исследования, проведенные в Америке, показали, что отсутствие специальных методик развития способностей для детей приводит к парадоксальным результатам. Те американские дети, которые в детстве были проверены с помощью специальных тестов и зачислены в категорию вундеркиндов, во взрослой жизни превратились в серую заурядность, а те, кто был забракован в связи с низким уровнем интеллекта, получили Нобелевскую премию или стали миллиардерами.

Удивляться тут нечему, если провести аналогии со спортивными достижениями. Представьте себе, что мы проверили детский сад и выявили, что три ребенка могут стать олимпийскими чемпионами по бегу, так как одарены от природы. А теперь представьте, что эти три ребенка в дальнейшем не выполняют никаких тренировочных упражнений или выполняют не те упражнения, которые должны выполнять бегуны. Что мы получим в итоге? А в итоге окажется, что олимпийским чемпионом по бегу станет тот ребенок, который тренировался правильно и много, а не тот, который подавал надежды в детском саду.

Мы могли бы назвать много имен и фамилий тех людей, которые, придя из института на работу в бизнес, были «никем» и звали их «никто», а в конце своей карьеры они стали всемирно известными менеджерами или миллиардерами. Но делать этого не будем, потому что их имена известны всему миру, и так говорить о них сейчас неприлично. Мы можем сказать лишь следующее.

Практически все миллиардеры развили свои выдающие способности уже в процессе работы. Но это не значит, что развивать способности лучше в зрелом возрасте. Как и в шахматах, этим лучше заниматься с раннего детства.