99 статей

Образцы частей лекций разных направлений экономических бизнес-школ РФЭИ

← Настоящие и мнимые знания 34. Ценность информации →

Копирование знаний

Если Вы рассчитываете, что, заполнив во время обучения свою память «сведениями», Вы увеличите тем самым свой личный капитал, то очень сильно ошибаетесь.

Поступать в вуз ради того, чтобы запомнить содержание учебника, — это все равно, что переливать из пустого в порожнее.

Если хотите узнать, насколько хорошо Вас учат, наблюдайте за своими руками. Зачем? Затем, что знания невозможно передать от преподавателя к студенту, минуя работу. А работа без рук, как правило, не случается.

Почему знания нельзя передать от наставника к студенту без работы самого студента? А вот почему. И с точки зрения физики, и с точки зрения теории информации знания не передаются, а образуются.

Иногда вместо слова «образуются» мы говорим «копируются». Но говорим мы так только с теми людьми, которые понимают, что фракталы копируются не так, как обычные рисунки.

Поясним последнюю мысль с помощью той же самой пирамиды. Итак, пирамида — это фрактал.

В этом легко убедиться, если сначала прочесть в Интернете информацию о фракталах, а потом мысленно срезать у любой пирамиды верхушку и сравнить ее с целой пирамидой. Вы увидите, что срезанная верхушка является уменьшенным подобием (уменьшенной копией) целой пирамиды.

Теперь поступим так: не станем отрезать верхушку у пирамиды, а мысленно сожмем пирамиду до такого состояния, при котором форма ее не изменится, но содержания внутри пирамиды не останется ни капли, то есть объем сжатой пирамиды станет равен нулю.

Это и будет наименьший фрактал из всех возможных.

Такой фрактал мы будем называть краеугольным камнем.

Краеугольный камень — еще один пример пустого множества. Форма пирамиды у него есть, а содержания нет, поэтому его объем равен нулю.

Уловить смысл такой конструкции несложно, если сначала представить себе малюсенький резиновый шарик, внутри которого ничего нет.

Вот мы и говорим, что его объем равен нулю. Но стоит нам надуть шарик, как объем у него появится, и шарик станет большим.

Если выпустить воздух из шарика и сжать его снова так, чтобы в нем ничего не осталось, то опять получим пустое множество.

А теперь представьте воздушный шарик, имеющий форму пирамиды. Вот и все. Ничего сложного. Теперь Вы готовы к восприятию дальнейших объяснений.

Представьте, что у студента есть наставник, а у наставника есть ценные знания. Знания наставника — это большая пирамида информации. Ценность этой пирамиды — в его краеугольном камне.

Встает вопрос — как скопировать всю пирамиду знаний из головы наставника в голову студента? Никак. Скопировать можно только краеугольный камень пирамиды и только тогда, когда студент выполняет работу своими руками.

Почему так, а не иначе? Ответ на этот вопрос можно найти в священной книге индейцев племени Майя-киче или на моих занятиях коучингом. Но это уже тема иного разговора.

А сейчас последнее примечание. Чтобы скопировать рисунок с помощью копировального аппарата, нужно разогреть порошок до высокой температуры. Так же и с копированием знаний.

Если в работе студента не будет трудностей, не появится напряжение. Если не появится напряжение, не повысится температура подсознания. А если не повысится температура подсознания, копирования не произойдет.

Только напряжение в работе, образующееся в процессе преодоления трудностей, обеспечивает копирование знаний и приобретение новых способностей.

Подведем итог этой главы.

Если ваши руки, преодолевая трудности, создают во время обучения нечто ценное, что можно положить в профессиональное портфолио, то Вас учат хорошо.

А если ваши руки создают конспекты лекций, то Вас учат плохо.

Девиз хорошего обучения звучит так: «Учим руки через голову!» А девиз плохого обучения состоит в следующем: «Загружаем в память студента многочисленные сведения».

Но это мое мнение. Вы же на этот счет можете придерживаться прямо противоположной точки зрения. И будете правы хотя бы на том основании, что клиент всегда прав.

Запомните: клиенту нужно предлагать не самое лучшее, а то, что клиент считает самым лучшим. Любой каприз — за ваши деньги! — вот лозунг хорошего продавца.

Хотите получить облегченное обучение — берите! Хотите получить свой бизнес — работайте, не покладая рук!

Если же говорить не о Вас лично, а о бизнес-обучении вообще, то хорошим его можно считать только тогда, когда, помимо прочего, оно образует в студенте способность отличать настоящие ценности от мнимых.

Ведь любая ценность всегда может быть конвертирована в деньги, при условии, что она настоящая, а не мнимая.

Бизнесмены хотят иметь у себя реальные ценности, а не их подобие.

Бизнесмены хотят взять на работу человека, в голове которого есть ноу-хау (знания), а не сведения о Древнем Риме, философе Сенеке, математике Лобачевском и т. д.