Парадокс Робинзона Крузо
Представьте, что, вернувшись вечером домой, Вы обнаружили в своей комнате мешок бриллиантов и тонну стодолларовых купюр с запиской о том, что этот подарок Вам прислал ваш богатый дедушка, проживающий в Америке. Согласитесь, что мешок бриллиантов и тонна долларов в один миг сделают Вас богатым человеком. Это действительно большое богатство. Никто с этим не спорит.
Но вот в чем фокус: это богатство существует ровно до тех пор, пока человек ни оказывается с ним, как Робинзон Крузо, на необитаемом острове.
На необитаемом острове бриллианты и деньги почему-то перестают быть богатством.
Здесь богатством становятся пять зернышек риса, обычный топор, коробка спичек, ружье и т.д. Отсюда возникает серия важных вопросов.
Почему при попадании на необитаемый остров то, что ранее считалось богатством, перестает быть таковым, а те вещи, которые в обычной жизни стоили копейки, вдруг превращаются в огромное богатство?
Что собой представляет богатство? Почему оно может улетучиваться из одних вещей и вселяться в другие вещи? Если богатство может улетучиваться из одних вещей и вселяться в другие вещи, то как подчинить себе этот процесс, чтобы стать богатым человеком?
Печальная истина заключается в том, что ни одна из экономических теорий, которые изучаются в институтах, не содержит ответов на эти вопросы.
Более того, все экономические теории построены на заблуждении. Они считают богатством сами вещи. Карл Маркс, например, писал в своем «Капитале», что богатство обществ представляет собой огромное «скопление товаров», а отдельный товар является «элементарной формой богатства».
Но, слава Богу, что Вы учитесь не на экономиста и не на менеджера! Вы учитесь на прогрессора, поэтому должны понимать, что ни вещи, ни процессы, ни деньги не являются и не могут являться богатством.
Они могут играть роль «переносчика богатства», «носителя богатства», но не самого богатства.
Представьте, что богатство — это вино, которое созрело в огромных бочках винного подвала.
Согласитесь, что мы никак не можем насладиться этим вином, если у нас не будет ни одного «переносчика» вина.
Чтобы выпить вино, нужно сначала достать его из бочки с помощью черпака, потом его нужно отвезти в магазин в бутылках, и только потом его нужно выпить с помощью стакана. И даже если мы воспользуемся своими пригоршнями, все равно наши ладони будут выполнять роль переносчика вина из бочки в рот.
Вот так же и любое богатство, являясь по своей природе метаинформацией, нуждается в своих «переносчиках», которыми могут быть материальные вещи или процессы.
Богатство может сохраняться в своих носителях, а может и покидать их, может увеличиваться или уменьшаться. Оно может быть представлено как положительным, так и отрицательным числом.
Но оно никогда не является вещью или процессом. Вещи и процессы — это сосуды, в которых богатство может перевозиться из одного места в другое, или из одного времени в другое (из прошлого в будущее).
И чтобы с этим разобраться, нужно осваивать основы термодинамики, теории информации и метафизики богатства, а не читать экономические сказки из экономических учебников.